Прогноз от ZenithOptimedia: российский рынок вырастет в 2010 году до 221 млрд руб
Рекламное агентство ZenithOptimedia (часть группы VivaKi) повысило прогноз по расходам на рекламу на 2010 год. Агентство ожидает рост объемов мирового рекламного рынка на 2,2%
Сеть ZenithOptimedia Worldwide опубликовала свой ежеквартальный прогноз развития рекламного рынка. Уверенность в восстановлении глобальной экономики продолжает расти, и этот факт отражается на рекламных рынках всех стран мира. ZenithOptimedia прогнозирует рост расходов на рекламу в 2010 году на 2,2% (в предыдущем прогнозе, выпущенном в декабре 2009 года, процент роста был более скромным - 0,9%).
Агентство
ZenithOptimedia также увеличило прогноз на ближайшие два года, хоть и не
так резко: 4,1% роста в 2011 году (с 3,9% в последнем пргнозе) и 5,3% в 2012 г.
(с 4,8%). Эта модель восстановления традиционна для рекламного сектора: после
двух предыдущих спадов потребовалось три года умеренного восстановления для
возвращения к росту.
Пережив глубокий спад (на 12,1%) в 2009 году, развитые рынки (Северная Америка,
Западная Европа и Япония) стабилизируются. При этом, зачастую происходят
удивительные вещи: на телевизионном рынке Великобритании, который сокращался с
2005 года, зафиксирован подъем на 7% в 1 квартале 2010 года. Во втором квартале
мы ожидаем его рост на 16%. Ожидается бурный рост на рынке радиорекламы в США –
на 20% в первом полугодии 2010 года. ТВ-рынок в Испании вырос на 20% после
того, как вся реклама исчезла с государственных каналов.
В целом, по развитым рынкам мы прогнозируем 0,8%-ый спад в
2010 году и рост на 1,8% в 2011. В Северной Америке, приведшей мир к
экономическому спаду, спад ожидается на уровне 1,5%. В Японии – спад на 0,7%, в
Западной Европе – рост на 0,4%.
В Восточной и Центральной Европе, пострадавших более всего от кризиса,
рекламные рынки также восстановятся в течение нескольких лет. Рост в 2010 году
в регионе достигнет 5,7%, в 2011 - 8.5%.
На Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Азии в 2009 году, несмотря на кризис, продолжался рекламный рост. ZenithOptimedia прогнозирует его продолжение в 2010 году – на 4,7% на Ближнем Востоке, на 9.3% в Латинской Америке и на 10,0% в Азии (без учета Японии).
Расходы на рекламу по регионам мира (основные медиа, . по текущему курсу)
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Северная Америка |
179 776 |
156 926 |
154 501 |
157 285 |
162,044 |
Западная Европа |
121 293 |
107 865 |
108 266 |
110 868 |
114 463 |
Азия и тихоокеанский регион |
107 332 |
101 683 |
107 680 |
114 774 |
123 654 |
Центральная и Восточная Европа |
35 583 |
27 356 |
28 909 |
31 373 |
34 555 |
Латинская Америка |
30 405 |
30 535 |
33 369 |
35 533 |
38 328 |
Африка/Б.Восток/остальной мир |
20 297 |
21 891 |
23 275 |
24 712 |
26 494 |
Весь мир |
494 686 |
446 257 |
456 000 |
474 544 |
499 539 |
Источник: ZenithOptimedia
Изменения по сравнению с предыдущими годами (основные медиа, %)
2008 v 07 | 2009 v 08 | 2010 v 09 | 2011 v 10 | 2012 v 2011 | |
Северная Америка | -3,7 | -12,7 | -1,5 | 1,7 | 3.0 |
(из них США) | -4,2 | -12,9 | -2,0 | 1,6 | 2,9 |
Западная Европа | -1,4 | -11,1 | -0,4 | 2.4 | 3.2 |
Азия и тихоокеанский регион | 2,3 | -5,3 | 5,9 | 6.6 | 7.7 |
Центральная и Восточная Европа | 12,8 | -23,1 | 5,7 | 8,5 | 10,1 |
Латинская Америка | 14,7 | 0,4 | 9,3 | 6,5 | 7,9 |
Африка/Б.Восток/остальной мир | 22,5 | -7,9 | 6,3 | 6,2 | 5,2 |
Весь мир | 1,1 | -9,8 | 2,2 | 4,1 | 5,3 |
Источник: ZenithOptimedia
Интернет – единственное медиа, которое во время кризиса демонстрировало рост. В 2009 году по доле от общих расходов на рекламу в мире интернет впервые опередил журналы и отвоевал 12,6% рекламного «пирога». К 2012 году эта цифра вырастет до 17,1%.
Глобальные расходы на рекламу в интернете ($ млн, по текущему курсу)
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Банерная реклама |
16 799 |
17 711 |
19 821 |
22 969 |
27,009 |
Classified |
9 808 |
9 894 |
10 586 |
11 730 |
13,156 |
Реклама в поисковых системах |
24 340 |
27 828 |
32 185 |
37 276 |
43 730 |
Итого |
50 947 |
55 433 |
62 592 |
71 974 |
83 896 |
Источник: ZenithOptimedia
Телевидение пострадало менее других во время экономического
спада, поскольку в такие периоды телесмотрение традиционно растет. Несмотря на
падение на 6,7% в 2009 году, доля ТВ увеличилась с 38,1% до 39,4%. Мы ожидаем,
что рынок продолжит увеличиваться в последующие годы.
Газеты и журналы, напротив, серьезно пострадали от кризиса, который усугубил их
структурные проблемы - падение интереса потребителей и переход на новые СМИ. К
2012 году доля газет сократится до 19,4% с 25,1% (в 2008 году), доля журналов -
до 8,6% с 11,6%, соответственно.
Глобальные расходы на рекламу по медиа ($ млн, по текущему курсу)
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Газеты |
122 282 |
101 ,514 |
97 685 |
96 264 |
95 429 |
Журналы |
56 342 |
45 272 |
43 279 |
42 476 |
42 284 |
ТВ |
185 813 |
173 399 |
180 952 |
189 614 |
199 730 |
Радио |
37 614 |
33 718 |
33 548 |
34 331 |
35 896 |
Кино |
2 328 |
2 183 |
2 250 |
2 359 |
2 469 |
Outdoor |
32 116 |
28 532 |
29 023 |
30 286 |
31 708 |
Интернет |
50 947 |
55 433 |
62 592 |
71 974 |
83 896 |
Все медиа * |
487 443 |
440 050 |
449 329 |
467 304 |
491 411 |
Источник:: ZenithOptimedia
* Общие цифры ниже, чем в таблице «Расходы на рекламу по регионам мира»,
так как в некоторых странах мира нет разбивки расходов по медиа.
Доля медиа в общих расходах на рекламу (%)
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Газеты |
25,1 |
23,1 |
21,7 |
20,6 |
19,4 |
Журналы |
11,6 |
10,3 |
9,6 |
9,1 |
8,6 |
ТВ |
38,1 |
39,4 |
40,3 |
40,6 |
40,6 |
Радио |
7,7 |
7,7 |
7,5 |
7,3 |
7,3 |
Кино |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Outdoor |
6,6 |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
интернет |
10,5 |
12,6 |
13,9 |
15,4 |
17,1 |
Источник: ZenithOptimedia
2009 год был тяжелым для России. Кризис затронул большую часть экономически активного населения страны – многие предприятия сократили персонал, зарплаты, отправили сотрудников в бессрочный неоплачиваемый отпуск, вследствие чего в России был зафиксирован рост безработицы и падение потребительского спроса. По официальным данным Росстата, снижение ВВП в России в 2009 г. достигло 7,9% – это худший показатель среди 11 ведущих экономически развитых стран. Для сравнения – снижение ВВП в Германии и Японии по итогам 2009 г составило 5%, в Великобритании – 4,8%, в Италии – 4,7%, в США – 2,4%, во Франции – 2,2%. В Китае в 2009 году зафиксирован годовой рост ВВП на 8,7%.
Рекламный сектор одним из первых в российской экономике ощутил на себе
проявления кризиса.
Больше всего пострадали категории товаров длительного пользования. Если в
докризисные времена люди с легкостью задумывались о покупке нового холодильника
или автомобиля, то в кризис они решили подождать с покупкой до лучших
времен.
Во второй половине 2009 года появились первые признаки того, что дно кризиса
пройдено. Среди положительных факторов, свидетельствующих о выздоровлении
экономики: снижение падения фондового рынка и его медленный рост, повышение цен
на нефть, прекращение обесценивания рубля.
Вслед за улучшением экономической обстановки, российский рекламный рынок
пошел на поправку – во второй половине 2009 года динамика падения снизилась.
Это дает основания полагать, что уже в 2010 году у российской рекламы есть все
предпосылки для возобновления роста, основная волна которого придется на вторую
половину года.
Российский офис ZenithOptimedia ожидает подъем рынка на 8% в 2010 году.
Объем рекламы в средствах ее распространения в России (млн. рублей)
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Телевидение (в т.ч. кабельно-спутниковое с 200 г7) |
85 900 |
113 200 |
138 900 |
113 700 |
122 876 |
Печатные СМИ |
44 600 |
51 900 |
57 600 |
32 600 |
34 230 |
Радио |
12 500 |
14 900 |
14 000 |
9 000 |
9 450 |
Наружная реклама |
33 100 |
40 400 |
45 800 |
27 300 |
30 576 |
Интернет (в т.ч. контекстная реклама с 2007 г) |
2 900 |
12 700 |
17 600 |
19 000 |
21 280 |
Прочие носители |
1 800 |
2 400 |
3 200 |
2 600 |
2 730 |
ИТОГО |
180 800 |
235 500 |
277 100 |
204200 |
221 142 |
Источник: ZenithOptimedia
Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия)
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Телевидение |
30% |
32% |
23% |
-18% |
8% |
Печатные СМИ |
13% |
16% |
11% |
-43% |
5% |
Радио |
47% |
19% |
-6% |
-36% |
5% |
Наружная реклама |
25% |
22% |
13% |
-40% |
12% |
Интернет |
60% |
* |
39% |
8% |
12% |
Прочие носители |
44% |
33% |
33% |
-19% |
5% |
ИТОГО |
27% |
30% |
18% |
-26% |
8% |
Источник: ZenithOptimedia