Российский рынок рекламы в 2009 году потерял более 70 миллиардов рублей
Российский рекламный рынок в 2009 году ушел в минус на 26%. Увеличить сборы смогли только интернет-порталы и кабельные каналы. Сильнее других от кризиса пострадали наружная реклама и печать: обвал превысил 40%
Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) представила официальные результаты подсчетов объема российского рекламного рынка за кризисный 2009 год. Спад составил 26%. Объем рынка — 204 млрд рублей. Рынок маркетинговых коммуникаций АКАР оценила в 256 млрд рублей — на 27% меньше, чем в 2008 году.
Телевидение
Телевидение собрало за год 113,7 млрд рублей. В 2008 объем
рынка достигал 138,9 млрд рублей. Общий спад составил 18%. При этом кабельное и
спутниковое телевидение набрало на 14% больше рекламных денег. А эфирные каналы
ушли в минус на 18%. По данным «Видео интернешнл» (ВИ), которая занимается
продажей рекламы на телеканалах, рынок рекламы на телевидении упал за год в
среднем на 18% — выводы совпадают с цифрами АКАР. Общий объем сегмента
ТВ-рекламы превысил 112 млрд рублей, считают в ВИ. На протяжении года была
тенденция к большему снижению – на уровне 20−21%, замечает представитель ВИ
Антон Чаркин. Но минимум был пройден летом, затем наметилось восстановление
рынка рекламы на телевидении, констатировал он.
По альтернативным подсчетам представителя Invest Media Юлии Губаревич,
телеканалы «Первый» и «Россия» «даже прибавили порядка 25% по сравнению с
прошлым годом». В 2008 году, по данным Ассоциации коммуникационных агентств
России (АКАР), рынок ТВ-рекламы вырос на 22%.
Радио
Объем рекламы на радио в 2009 году составил 9 млрд рублей. В прошлом сборы достигали 14 млрд рублей. Рынок ушел в минус на 36%. Менеджеры радиостанций в основном констатируют продолжение снижения рынка рекламы. Главный редактор радиостанций «Говорит Москва» и «Радио Спорт» Николай Еременко утверждает, что в течение 2009 года произошло сокращение объемов радиорекламы. «Мы ощутили некоторый спад рекламного рынка где-то в апреле-мае, но в целом сильного удара не было», — сказал он. А руководитель компании «Медиа плюс», вице-президент «Европейской медиагруппы» по коммерческой деятельности Мария Смирнова отмечает, что прошедший год был «безусловно сложным периодом как для радиорынка, так и всего рекламного рынка в целом».
«В начале года большинство рекламодателей перешли на краткосрочное планирование. В первом полугодии с радио ушли банки и недвижимость, упала доля телекома и категории развлечения. Однако потом ситуация понемногу стабилизировалась, — говорит Мария Смирнова. — На радио, где все первое полугодие первую скрипку играли два бюджетообразующих вида – медицина и автомобильный сектор, начали возвращаться другие категории рекламодателей. И хотя общее падение доходов продолжалось, наметились некие позитивные тенденции. Пик активности рекламодателей пришелся по традиции на предновогодний период. К декабрю мы увидели классическую ситуацию распределения рекламных бюджетов по категориям, на радио в равной степени был представлен традиционный состав категорий рекламодателей».
По словам генерального директора «Бизнес FМ» Михаила
Бергера, за 2009 год рекламные объемы на радиостанции увеличились на 7% по
сравнению с 2008 годом. Объем рекламы на радио в 2008 году, по данным АКАР,
упал на 6%.
Сергей Ямщиков, вице-президент компании «Центр новых технологий», владеющей
«Дорожным радио» говорит, что «рекламные объемы уменьшились на 8−10%». В целом
падение рекламного рынка в 2009 году он оценивает «процентов в 35».
Печатные СМИ
Рынок рекламы в печати в 2008 году достигал 57,6 млрд рублей. За 2009 год печать собрала на 43% меньше — 32,6 млрд рублей. Газеты ушли в минус на 35%, журналы — на 41%, рекламные издания — на 54%. В печатных изданиях говорят об отсутствии однозначной тенденции на рекламном рынке. По словам главного редактора газеты «Аргументы и факты» Николая Зятькова, в 2009 году рекламные объемы издания снизились примерно на 20% по сравнению с прошлым годом. Директор службы рекламы ИД «Комсомольская правда» Владислав Гемст, напротив, утверждает, что «общий коэффициент падения рекламных объемов в печатных изданиях ИД «КП» составил ноль процентов». «Наблюдается тенденция к увеличению рекламных объемов», — заявляет он.
По данным аналитического центра «Видео интернешнл», доходы
от рекламы в газетах и журналах значительно упали — от 23 до 41%. «Было
небольшое снижение», — подтверждает шеф-редактор ИД «Коммерсантъ» Андрей
Васильев.
«Рынок печатной прессы раздробился, — считает руководитель департамента
газетных изданий«РДВ-медиа» Александр Ветерков. – В целом отмечается снижение
рекламных объемов в зависимости от вида СМИ». По его словам, реклама в
глянцевых журналах упала на 25%, в автомобильных изданиях – на 30−40%.
Рекламные издания в 2009 году пережили спад на 30%. Хуже всего пришлось
изданиям о трудоустройстве: рекламные объемы в них сократились на 60−70%.
«Такой сильный спад обусловлен тем, что сейчас вакансий публикуется немного.
Однако СМИ, посвященные поиску работы, будут и первыми вылезать из кризиса», —
считает Александр Ветерков. В 2008 году рынок печатных СМИ вырос на 11%.
Наружная реклама
Сегмент наружной рекламы «просел» на 41%, до 27,3 млрд рублей. В 2008 году на рынке было 45,8 млрд рублей. Генеральный директор компании «Эспар-аналитик» и председатель комитета по наружной рекламе АКАР Андрей Березкин отмечает серьезное падение рынка в начале и середине года. «Начиная с сентября ситуация начала стабилизироваться, но это не помогло избежать не самых лучших итогов за год в целом», — сказал Андрей Березкин.
Интернет
Интернет вырос. Рекламные сборы в сети увеличились с 17,6
млрд рублей в 2008 году до 19 млрд рублей в 2009−м (плюс 8%). Порталы
заработали на медийной рекламе 7,7 млрд рублей (плюс 4%). Контекстная реклама
росла сильнее — с 10,2 до 11,3 млрд рублей (плюс 11%). В интернете ситуация с
рекламой в целом остается позитивной, уверяют участники рынка. Аналитический
центр «Видео интернешнл» оценивает рост медийной рекламы в 5% за 2009 год. «По
нашим данным, общая сумма средств на медийную рекламу составила 7,9 миллиарда
рублей с НДС», — сообщил руководитель отдела исследований интернета АЦВИ
Алексей Беляев. Многие интернет-порталы по итогам года оказались в плюсе: по
словам коммерческого директора издания lenta.ru Яна Рейзина, в 2009 году
рекламные объемы на сайте возросли на 10%. Интернет-портал «Яндекс» за прошлый
год зафиксировал рост оборота на 14% по сравнению с 2008 годом, до 8,7 млрд
рублей, общее количество клиентов выросло за 2009 год на 55%.
Большую часть доходов «Яндексу» приносит контекстная реклама — 86%, доля
медийной рекламы составляет 11%. Онлайн-проекты ИД «РДВ-медиа» также возросли —
в среднем на 5−10%. В 2008 году в интернете рынок рекламы рос активнее — на
более чем 32% за год.
Прочие медиа, по подсчетам АКАР, ушли в минус на 19%, с 3,2 до 2,6 млрд рублей.
ОБЪЕМ РЕКЛАМЫ В СРЕДСТВАХ ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
* - Комиссия экспертов не смогла прийти к единодушному
решению.
** - данные по сегменту медийной рекламы за 2008 год уточнены.
Источник: Infox.ru