РФ хочет ограничить расширение крупного ритейла
Законопроект о торговле, одобренный правительством РФ на этой неделе, поступил в Госдуму в неожиданном варианте: в нем появился пункт, фактически запрещающий крупным продуктовым ритейлерам открывать новые магазины.
Законопроект о торговле, одобренный правительством РФ на этой неделе, поступил в Госдуму в неожиданном варианте: в нем появился пункт, фактически запрещающий крупным продуктовым ритейлерам открывать новые магазины.
Статья 16 законопроекта гласит, что продуктовые сети с суммарным оборотом более 1 миллиарда рублей, долей рынка более 25 процентов в границах городского округа или муниципального района, а также в Москве и Санкт-Петербурге, "не вправе приобретать для целей торговой деятельности по любым основаниям дополнительные торговые площади, в том числе путем введения в эксплуатацию новых торговых объектов, и участвовать в торгах по их приобретению".
Эта поправка была инициирована правительством РФ с целью сохранения конкуренции на локальных рынках, защиты малого и среднего бизнеса и стимулирования развития торговых сетей по горизонтали, сказал Рейтер начальник управления ФАС по защите конкуренции в сфере торговли Тимофей Нижегородцев.
"Суть поправки в том, чтобы ограничить деятельность продуктовых ритейлеров в конкретных муниципальных районах и городских округах, где доля компаний уже превышает 25 процентов от товарооборота в этих границах", - добавил он.
Критерий по торговому обороту в 1 миллиард рублей, по словам чиновника, "требует дополнительной оценки".
"В первоначальном тексте статьи 16, которое ФАС направило в аппарат правительства, этой поправки (про 1 миллиард рублей) не было. Речь шла только о доле в 25 процентов от товарооборота".
Чиновник уточнил, что "никто не хочет запрещать крупным сетям развиваться":
"Задача в том, чтобы сохранить конкуренцию... Допустим, если сеть Магнит занимает более 25 процентов от товарооборота в городском округе Краснодара, необходимо создать условия, чтобы туда могли прийти другие торговые сети. А Магнит может открывать магазины в любом месте, где у него нет доли в 25 и более процентов".
Однако в тексте законопроекта этих подробных разъяснений нет. Даже глава думского комитета по экономической политике Евгений Федоров посчитал, что цель этой поправки - ограничение общенациональных сетей.
Из текущих формулировок следует, что под ограничение попадает торговая сеть, соответствующая хотя бы одному из этих критериев (25-процентная доля в товарообороте либо 1 миллиард рублей годовых продаж), считает Федоров.
"Всегда лучше иметь десять Газпромов маленьких, чем один большой... С точки зрения цен и ценовой политики всегда лучше иметь много мелких сетей, чем одну большую. Это логика, прописанная в этом законе", - сказал он.
"Поддержка отрасли не означает централизацию. Уровень торговли должен быть поднят на порядок... Но это не значит, что должна быть одна сеть на всю страну. Пусть их будет сто, лучше тысяча".
В текущей формулировке эта антимонопольная глава может поставить крест на развитии сетевой торговли, поскольку один миллиард рублей годового оборота - стандартный показатель для сети из 5-6 магазинов, считает глава X5 Retail Group Лев Хасис.
"Мне известно, что в последний момент ФАС включила в текст законопроекта такие формулировки... Они настолько абсурдны, что, я надеюсь, правительство их скорректирует и приведет в соответствие со здравым смыслом", - сказал он Рейтер.
"Наверное, это какой-нибудь рабочий пункт... Не может быть, чтобы запретили открывать новые магазины и развиваться. Весь смысл бизнеса от этого теряется, это бьет по инвестиционной привлекательности торговли", - сказал Рейтер глава компании Магнит Сергей Галицкий.
КОМПРОМИСС НЕ УДАЛСЯ
Законопроект о торговле с самого начала вызывал массу протестов и переписывался на протяжении пяти лет. Больше всего споров было вокруг антимонопольного регулирования: ФАС предлагала ограничить экспансию сетей, занимающих более 35 процентов рынка в рамках территориальных образований. Другие споры касались возможного регулирования торговых наценок, ограничения работы сетей по времени суток и полного запрета на бонусы от поставщиков.
В конце прошлой недели правительство сообщило "о достижении компромисса" с ритейлерами. В итоговом тексте законопроекта, опубликованном на сайте министерства промышленности и торговли в понедельник, не было антимонопольных ограничений и предписаний по торговым наценкам. Сетям разрешили брать "объемную премию" от поставщиков в зависимости от продаж товаров и не запретили заключать с поставщиками договоры на оказание дополнительных платных услуг - в виде рекламы и продвижения товаров на полках.
Антимонопольная статья 16 обнаружилась уже после внесения законопроекта в Госдуму и шокировала крупных ритейлеров.
"Как можно говорить о том, что закон направлен на поддержку сетей? Он весь направлен на поддержку поставщиков, соответственно, давит на сети, сам по себе, его суть", - отметил депутат Федоров.
Источник: ru.reuters.com