Китайский бизнес платит за мировой футбол
В 2016 г. производитель бытовой техники Hisense стал первым китайским спонсором чемпионата Европы по футболу, и после этого крупный китайский бизнес вкладывает средства в свое продвижение на Евро-2020 и ЧМ-2022. Компании платят за выход на международные рынки, параллельно создавая благоприятный имидж у себя дома
Управляющий директор по международным отношениям, СМИ и спорту консалтинговой фирмы Kantar Пьер Хусто (Pierre Justo) сообщил CNBC, что китайские бренды используют футбол не только для местного маркетинга (продажи своей продукции китайским потребителям), но и для открытия новых рынков, особенно в Европе.
Эта деятельность подогревается правительством, потому как по мере восстановления западных экономик ожидается падение объемов китайского экспорта.
Hisense нацелена на то, что к 2025 г. зарубежные рынки будут приносить компании половину общего дохода. В деньгах это составит $23,5 млрд, что в три раза больше, чем сейчас ($7,93 млрд в 2020 г.). За первые пять месяцев этого года продажи бренда в Европе более чем удвоились по сравнению с прошлым годом.
Этот производитель начал продвигать свои товары в Европе более 10 лет назад и выступил спонсором чемпионата мира по футболу 2018 г., а также подписал спонсорский договор на ЧМ-2022 г.
Еще один китайский спонсор Евро-2020 — производитель смартфонов Vivo — заявил, что в октябре 2020 г. начал официальные продажи в шести европейских странах. А всего, сообщает компания, у нее 400 млн пользователей более чем в 50 странах.
Alipay, крупный китайский оператор мобильных платежей, аффилированный с Alibaba, также стремится выйти на глобальный уровень. В 2018 г. он заплатил УЕФА €200 млн за спонсорство Евро-2020 и Евро-2024. Эти цифры выведены аналитиками по косвенным признакам, поскольку ни УЕФА, ни компании не раскрывают финансовых подробностей сделки.
Китайский видеохостинг iQiyi приобрел права на онлайн-трансляцию матчей Евро-2020. Рост подписчиков этой компании перевалил за 100 млн и резко затормозил, а сама она объявила $193,4 млн убытков по результатам первого квартала. Генеральный директор iQiyi Sports Линсяо Ю (Lingxiao Yu) заявил CNBC, что сделка с УЕФА привлекла значительный поток новых пользователей, а также предоставил возможности для делового партнерства с Volvo, Heineken, Volkswagen и Meituan. Но при этом он отказался сообщить о количестве новых подписок.
CNBC сомневается, можно ли рассчитывать на футбол как на источник дохода на внутреннем рынке, так как в стране отсутствует национальная команда международного уровня.
Отмечается и высокий риск работы с Китаем для международных организаций. В 2019 г. Национальная баскетбольная ассоциация (NBA) опубликовала твит в поддержку протестующих в Гонконге. После этого китайские компании на материке приостановили всю работу с ассоциацией, что обошлось ей в $400 млн, утверждает CNBC. Платформа потокового видео Tencent возобновила трансляцию матчей NBA через несколько дней, а государственная телекомпания CCTV прекратила ее более чем на год.