11 Декабря 2009 | 17:07

Как пить, чтобы не опьянеть и не умереть на дороге? Новогодние предупреждения

Инструкция по определению алкоголя в крови, обзор предрождественской рекламы безопасности на дорогах и рецепт от народа и от ГИБДД.

Картинка Как пить, чтобы не опьянеть и не умереть на дороге? Новогодние предупреждения

Как сообщает ресурс британской кампании безопасности на дорогах Think! / «Думай!» - если вы, ведя машину, всего только вдвое превысите норму допустимого содержания алкоголя в крови (а это примерно две бутылки пива или 100 грамм  водки, или 320 грамм вина), то вероятность аварии с вашим участием возрастает уже в 30 раз – по сравнению с водителем, который не пил.

Восприятие человеком алкоголя зависит от многих факторов, включая вес, пол, возраст, скорость обмена веществ, уровень психического напряжения, наполненность желудка и собственно количество алкоголя, но, тем не менее, любое его количество меняет реакции организма.

Не существует способа так хитро пить, чтобы ездить, как ни в чем не бывало.

Промилле и про питье
В России с июля этого года принят закон о допустимом содержании алкоголя в крови водителя, соответствующем не 0,5, как было ранее, а 0,3 промилле (в мире этот показатель колеблется от 0,2 до 0,5 промилле).

Что это означает?

Промилле (от лат. pro mille – к тысяче, нескл.) — одна тысячная доля числа, объема, отображается знаком ‰ - одна десятая процента. Как сообщает Википедия, «выражение «концентрация алкоголя в крови 1,5 ‰ (промилле)» следует понимать так, что в одном литре крови (или в 1000 миллилитрах) находится 1,5 миллилитра чистого этанола).

К примеру, 100 грамм водки (естественно, сорокоградусной) содержат 100*0,4% алкоголя, т.е. 40 г чистого алкоголя.

Чтобы самому рассчитать воздействие спиртных напитков на себя любимого, можно воспользоваться примером: допустим, мужчина (весом 80 кг) и женщина (55 кг) выпили по 100 грамм водки. А поскольку человеческое тело примерно на две  трети состоит из жидкости, и выпитая водка быстренько разносится кровотоком и равномерно распределяется в этой жидкости, то - чем больше тело, тем лучше «разбавляется» алкоголь. Жидкость в организме мужчины составляет примерно 70% от общего веса; в нашем случае это 56 кг. Тогда, чтобы вычислить концентрацию алкоголя в мужчине, делим 40 г алкоголя, содержащегося в 1 кг жидкости мужского тела, на количество этой жидкости - 56 кг и получаем примерно 0,6 (0,65 с копейками) промилле.

Это означает, что на 1 000 г содержащейся в теле жидкости приходится 0,6 г чистого алкоголя, и концентрация этанола в крови - 0,06% или 0,6 ‰ (промилле) – то есть количество, вдвое превышающее норму, обеспечивающую поддержание безопасности на дорогах.

У женщины же все еще сложнее: содержание жидкости в стройном женском организме составляет 60%. И после того же, что и мужчины, стопарика, в крови у женщины остается не 0,6 промилле, а 1,1 (40 г: 33 кг = 1,13 г), - допустимая концентрация превышается почти в 4 раза!

Конечно же, эти расчеты приблизительны, потому что, если молодая женщина после сытного обеда и приятных занятий встретилась с голодным, раздраженным, возвращающимся с работы мужчиной среднего или выше среднего возраста, то воздействие алкоголя на их организмы может радикально перемениться.

Бывает еще, что женщина весит 100 кг, а мужчина – 50, тогда последствия совместного возлияния тоже непредсказуемы. Правда, они и без алкоголя, пожалуй, непредсказуемы, но с алкоголем это легче пережить.

У среднего, неподготовленного человека при содержании алкоголя в крови около 1,5 промилле, что квалифицируется как легкая степень опьянения, начинается рвота, при трех – возможна потеря сознания, при четырех промилле  – кома и прекращение дыхания, но тут уж как повезет.

Вот, собственно, и сама формула, разработанная шведским химиком Эриком М. П. Видмарком для определения концентраций этанола в крови:

c = rac {A}{m\cdot r}  

где


• c — концентрация алкоголя в крови в ‰,
• A — масса выпитого чистого алкоголя в граммах,
• m — масса тела в килограммах,
• r — коэффициент распределения Видмарка (0,70 — для мужчин, 0,60 — для женщин).

С помощью нехитрых математических экзерсисов можно развлекаться в веселых шумных компаниях, подсчитывая количество промилле на душу выпивающего и нарастание концентрации. А потом уже, когда ГИБДД выдаст свою версию содержания алкоголя в вашей крови, можно будет восстановить его количество, употребленное накануне, по формуле:


 A = c \cdot m \cdot \ r  (Википедия)


Правда, эти бездушные математические конструкции не учитывают время возлияния, что очень важно. Ведь от момента употребления алкоголя до достижения его максимальной концентрации в крови может пройти от 30 минут до 2 часов, а выводится он из организма в среднем со скоростью около 7-10 г чистого алкоголя в час.

Вот эту простую таблицу-измеритель "времени сохранения алкоголя в крови в часах от начала приема" я нашла на странице abvgd-auto.narod.ru. Здесь можно, вспомнив свой вес (лучше комплиментарно, в сторону уменьшения) и количество выпитых порций, определить время, по прошествии которого можно садиться за руль без опасения за свою жизнь, права и кошелек. За одну порцию (дозу, дринк) принято примерно одинаковое содержание спирта в разном количестве разных напитков, например: 50г любого 40-градусного напитка – водки, коньяка или виски (50г*0,40=20г спирта); 100г 20-градусного портвейна (100г*0,20=20г спирта); 150г 12-градусного сухого вина (150г*0,12=18г спирта); 1 бутылка (0.5л) 4-градусного пива (500г*0,04=20г спирта); полбанки (0,25л) 9-градусного тоника (250г*0,09=22,5г спирта). 

 

Вес тела, кг

Количество порций

1

2

3

4

5

50

3

6.5

9.5

13

16

60

3

5.5

8

10.5

13.5

70

2

4.5

7

9

11.5

80

2

4

6

8

10

90

2

3.5

5.5

7

9

100

1.5

3

5

6.5

8

 

А резюме математических вычислений и жизненного народного опыта - после обильных возлияний за руль лучше садиться вечером следующего дня.

Про рекламу безопасности и безопасность рекламы
Споры о том, какой должна быть социальная реклама – шокирующей, предупреждающей, уговаривающей или просящей - не прекращаются. Хорошим примером не то чтобы рекламы, а фильма-иллюстрации, который нужно бы показывать в барах и ресторанах вместо бессмысленных модельных показов и безмятежно-красивых пейзажей, является ролик занимающейся несчастными случаями на дорогах правительственной организации Traffic Accident Commission (TAC) австралийского штата Виктория. Правда, слабонервные и беременные будут сильно против. У остальных испортится аппетит, настроение и желание тратить деньги на вот это. На то, после употребления чего уже некому тратить деньги.
В общем, эталонный ролик о безопасности на дорогах, ролик – мечта ответственных гаишников всех времен, фильм, от просмотра которого шевелятся волосы на голове и по телу бегают перепуганные насмерть мурашки - 2009 Christmas Campaign с песней Everybody Hurts группы REM, юбилейное видео, собранное из роликов всех кампаний TAC, проведенных за 20 лет. Хотя, честно говоря, лучше смотреть без звука.

10-ого декабря 1989 был показан ролик первой кампании TAC. В том году на дорогах Виктории погибло 776 человек. В прошлом году это печальное число снизилось до 303, и TAC, 10-ого декабря 2009 запустившая юбилейное видео, считает, что снижение смертности на дорогах произошло не без ее активного участия.

Например, на официальном сайте TAC написано прямым текстом, белым по черному: «Если ты выпил, а потом сел за руль, ты – кровожадный идиот» /If you drink, then drive, you’re a bloody idiot».

Возможно, все-таки нас только шоком можно вывести из-под убаюкивающего действия мантры «сомнойничегонеслучится»?

Об этом задумываешься, глядя на «интеллигентные», повествовательные кампании, в частности - рождественскую кампанию Think! Британского Department for Transport, в которую, кроме постера, входит радиореклама и ролик 2007 года Moment of doubt.

Кампании Think!, как признаются организаторы, и сосредотачиваются на «моменте сомнения», посещающем каждого, кто подносит ко рту «последнюю» рюмку, бутылку или стакан. Бледно получается. Правда, кампания рассчитана надолго, и, возможно, приносит свои плоды, тем более что Department for Transport не ограничивается внешней рекламой, а работает с людьми непосредственно на местах – в пабах и барах, убеждая заменять алкогольные напитки безалкогольными, применяя разнообразные льготы и прочие ухищрения, так что потребителю приходится Think!, чтобы каждый раз делать выбор.

Еще один вариант рождественской рекламы, правда, 2008 года, отсылает к описанной вчера кампании Cocktales для британской National Health Service, - видимо, нехитрые  коктейли Bloody Mary (водка с томатным соком) и Tequila Slammer (смесь текилы и чего-нибудь газированного) очень популярны в Британии, если предупреждают об опасностях их употребления и тех, кто уходит из баров, и тех, кто из них уезжает.

Видимо, один из секретов популярности этих, доводящих экономных британцев до греха и до конца напитков – в их стоимости: ну что может быть дешевле водки с томатным соком или смеси текилы с газировкой или игристым вином, которую взбивают и выпивают одним махом. Не по-нашему это, конечно, неизобретательно, скуповато. Но однако даже в далекой России медведи с балалайками теперь знают, как смертельно набухиваются англичане, не все же только нас водкой и икрой попрекать.

Рецепты: народный и гаишный
Народ рекомендует: если вы не можете отказаться от рюмки, а пьянеть нельзя, примите таблетку лимонтара, биотредина или глицина (глицин и биотредин надо класть под язык, как валидол. Препараты эти безвредные, в мирное время предназначенные для беременных женщин и детей).

Если этих таблеток под рукой нет, съешьте 10–20 таблеток активированного угля. Если нет и угля – варите и поглощайте картошку, чем больше – тем лучше, вареный картофель – непревзойденный адсорбент алкоголя.

А рецепт от ГИБДД прост – не пить. Или пить, но не за рулем. Иначе – см. рекламу выше.

 

Автор: Анна Щетинина

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.