Отраслевые ассоциации предложили правки в законопроект о штрафах за нарушение правил маркировки интернет-рекламы
Игроки рынка предлагают разграничить ответственность за разную степень нарушения закона, добавить такую меру наказания, как предупреждение, и установить срок вступления законопроекта в силу не раньше 2024 года
Отраслевые организации подготовили письмо с предложениями по доработке законопроекта, предусматривающего ответственность за нарушение правил маркировки интернет-рекламы и предоставления отчетности по ней (документ есть в распоряжении AdIndex). Письмо было отправлено председателю думского комитета по государственному строительству и законодательству Павлу Крашенинникову.
Документ подписали главы отраслевых объединений: Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), Ассоциация развития интерактивной рекламы (АРИР), Ассоциации блогеров и агентств (АБА), Межрегиональная общественная организация «Рекламное право». Письмо также было отправлено председателю комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Рифату Сабитову.
Игроки рынка также предложили комитету по государственному строительству и законодательству провести совещание по изложенным в письме вопросам с участием авторов законопроекта и профильных органов государственной власти.
Обсуждаемая инициатива была внесена на рассмотрение в Госдуму в середине апреля. В текущей редакции проект предполагает введение трех видов штрафов:
- За непредоставление информации или предоставление неполной информации
в РКН о запуске интернет-рекламы, а также за нарушение сроков. Размер
штрафа для граждан — 10–30 тыс. руб., для должностных лиц — 30–100 тыс. руб.,
для юрлиц — 200–500 тыс. руб.
- За распространение рекламы без идентификатора или его некорректное
размещение. Штраф для граждан — 30–100 тыс. руб., для должностных лиц — 100–200
тыс. руб., для юрлиц — 200–500 тыс. руб.
- За неисполнение оператором рекламных данных (ОРД) обязанностей по передаче данных. Штраф для должностных лиц — 100–200 тыс. руб., для юрлиц — 300–700 тыс. руб.
Отраслевые организации предлагают изменить подход к формированию штрафов и ответственности за нарушение правил маркировки. Авторы письма подчеркивают, что поддерживают необходимость создания единой системы контроля соблюдения требований по маркировке интернет-рекламы, при этом законопроект «требует существенной доработки».
«Предлагаемые направления совершенствования текста законопроекта необходимы для достижения общей цели регулятора и добросовестных игроков рынка — равных правил работы отрасли, основанных в том числе на пропорциональных и соразмерных (с точки зрения масштаба общественного риска) санкций для лиц, нарушающих обязательные требования», — говорится в официальной позиции РАЭК.
Штрафы
Меры административного воздействия на нарушителей предлагается дополнить предупреждениями. Это позволит добросовестным участникам рынка скорректировать свои действия, чтобы избежать нарушений в будущем, отмечается в письме. При этом бизнес не пострадает материально, «что позволит добиться как целей введения регулирования рекламы в сети Интернет, так и сохранить экономическую активность субъектов рекламного рынка», указывают авторы письма.
Также среди предложений — разграничение ответственности для тех, кто игнорирует закон, и для тех, кто принимает меры по его соблюдению, но не может полностью выполнить требования из-за «препятствий как технического, так и регулярного характера».
Введение штрафов как таковых авторы письма считают целесообразной мерой, но игроки рынка выразили опасение, что введение санкций, предусмотренных в текущей версии законопроекта, приведет к «высокой финансовой нагрузке в связи с новым регулированием, в том числе с учетом нескольких составов правонарушений и возможным суммированием административных штрафов за один рекламный материал в случае обнаружения нескольких нарушений закона».
В то же время стоимость рекламной кампании в интернете зачастую в несколько раз ниже предлагаемых в законопроекте штрафов, при этом количество рекламных материалов, как правило, существенное, учитывая особенности диджитал-среды, подчеркивают ассоциации.
«Только из верифицированных нами 2752 рекламодателей 40% имеют годовой рекламный бюджет в интернете меньше 500 тысяч рублей, то есть для этих рекламодателей подобные штрафы окажутся сопоставимыми с объемом рекламных расходов, — говорит основатель исследовательской компании Digital Budget Александр Степанов. — Учитывая, что в этой нашей выборке присутствуют на 99% все крупные рекламодатели, но нет огромного количества средних и мелких, рассчитанная нами доля рекламодателей, которым не справиться с подобной нагрузкой, имеет все шансы составить две трети всего рынка. Стоит понимать, что в среднем в год рекламодатели, как правило, осуществляют 2–3 рекламных флайта, поэтому мы берем “отсечку” на уровне 500 тысяч рублей в год».
«Учитывая существенное снижение рекламных бюджетов и общей маржинальности рынка диджитал-рекламы, такие штрафы могут серьезно ударить по всем видам бизнеса, задействованным в планировании и размещении рекламы», — говорит продакшен-директор «Риалвеб» Ольга Толстая.
Привлечение к ответственности
Вопросы у рынка также вызвал порядок привлечения к ответственности. Сегодня не определено, каким образом РКН будет выявлять нарушение в рекламных материалах и предоставят ли нарушителю срок на его устранение.
Подобные вопросы фиксируются в положениях о федеральном государственном контроле в определенной сфере, отмечают авторы письма: «Представляется, что для устранения законодательного пробела и обеспечения прозрачности работы Роскомнадзора при выявлении нарушений в сфере учета рекламы в сети Интернет необходимо внести необходимые изменения в законодательство».
Вступление закона в силу
Вступление законопроекта в силу ассоциация предлагает закрепить сроком не ранее 1 января 2024 г. Причина — высокая степень неопределенности рынка интернет-рекламы при ведении деятельности в силу постоянного появления новых нормативных правовых актов, изменения алгоритмов работы Единого реестра интернет-рекламы (далее — «ЕРИР») и сервисов ОРД, а также появления новых неофициальных разъяснений государственных органов.
«Главный вопрос даже не в дате вступления закона в силу, а в детальной проработке действий и ответственности сторон, участвующих в процессе маркировки, — отмечает Дарья Волохова, Regional Head of Media RCIS. — Сейчас нет понимания, кто за что ответственен и как в идеале должен работать процесс. Рассчитываем, что время до вступления закона в силу будет использовано для конкретизации и согласования нюансов со всеми участниками процесса».
Толстая отметила, что для соблюдения требований законодательства во всех рекламных системах эксперты видят несколько препятствий: не определена конкретная ответственность за конкретными участниками, площадки технически не готовы обеспечить полную базу для корректного внесения информации по рекламодателю до старта рекламной кампании, а у участников рынка нет обратной связи по процессу. «Маркировка исполняется, отчеты подаются, но нет уверенности в том, что наш подход корректен на 100%, особенно остро это касается сложных цепочек взаимодействия», — подчеркивает она.
«Регулятор откладывал введение штрафов с 1 марта 2023 года с аргументацией, что рынок пока не адаптировался к новому законодательству и требуется дополнительное время для тестирования и обкатки всех процессов. Интерфейс ОРД меняется в режиме реального времени, рекламные системы тоже находятся в постоянной доработке дополнительных полей и возможностей, то есть рынок сейчас еще не имеет полного инструментария для соблюдения закона в полном объеме, на мой взгляд такую глобальную задачу можно “поставить на рельсы” не раньше второго полугодия 2024 года», — считает Толстая.
По итогам прошлого года сегмент интернет-рекламы впервые за всю историю наблюдений показал сокращение. Согласно подсчетам АКАР, расходы брендов в этом медиа упали в годовом выражении на 2%, или до 324,9 млрд руб.