22 Мая 2023 | 11:53

Интернет-компании хотят обязать платить «налог на трафик» в России

Интернет-компании, которые формируют «основной трафик на сетях связи», хотят обязать заключать с операторами связи коммерческие договоры о его пропуске. Платформы должны будут платить за передачу «тяжелого» контента, например больших потоков видео, сообщил «Ъ» со ссылкой на «Стратегию развития отрасли связи в РФ на 2024–2035 гг.», в разработке которой участвовали Минцифры и крупнейшие операторы связи.

От «налога на трафик» предлагается освободить компании из реестра организаторов распространения информации (ОРИ), который ведет Роскомнадзор: «ВКонтакте», «Дзен» и «Одноклассники» (принадлежат VK), сервисы «Яндекса», а также видеохостинг Rutube, принадлежащий «Газпром-медиа холдингу» (ГПМХ).

Среди ОРИ нет YouTube, который принадлежит Google. Также в реестре нет онлайн-кинотеатров.

Планируемый объем трафика в России будет увеличиваться не менее чем на 25% в год, в потребительском сегменте — за счет стриминга видео в разрешении 4K и 8K, приложений дополненной и виртуальной реальности и «"тяжелого" мультимедийного контента». 

Гендиректор CDNvideo Ярослав Городецкий сказал изданию, что российские контент-провайдеры, в особенности те, которые не состоят в реестре ОРИ, уже оплачивают услуги операторов связи «или напрямую, или через коммерческих операторов CDN». По его словам, такая инициатива может быть направлена на получение отчислений от зарубежных компаний. 

Директор по технологии онлайн-кинотеатра «Иви» Евгений Россинский подтвердил, что компания платит операторам за предоставление каналов связи к дата-центрам. Он добавил, что это очень существенная статья расходов, которая ощутимо влияет на себестоимость услуг сервиса. 

«Яндекс», VK, ГПМХ, МТС, «Ростелеком» и принадлежащий ему онлайн-кинотеатр Wink отказались от комментариев «Ъ». 

Идея сборов за инфраструктуру с интернет-компаний никогда не выглядела реализуемой, а после ухода Netflix и с началом банкротства российского юрлица Google «не появилось новых аргументов в ее поддержку», заявил гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. По его словам, на официальные онлайн-кинотеатры приходится не более 15% видеотрафика в России, остальное — это YouTube, видео из соцсетей и пиратские сервисы.

Согласно опросу исследовательской компании GfK, количество пользователей онлайн-кинотеатров к концу 2022 г. выросло и вернулось на уровень показателей начала года. Подписка была оформлена у 46% горожан, платная подписка — у 31% (аналогичные показатели в первом квартале составляли 46 и 30% соответственно). 

Также ранее онлайн-кинотеатры сообщили о росте подписчиков на фоне сокращения маркетинговых инструментов и ухода зарубежных мейджоров.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru