13 Апреля 2015 | 09:44

«Налог на интернет» заменят каталогом

Провайдеры придумали альтернативный способ оплаты авторских прав

Картинка «Налог на интернет» заменят каталогом
Коммерсантъ

Интернет-провайдеры разработали альтернативу "налогу на интернет", предлагаемому Российским союзом правообладателей (РСП), который возглавляет кинорежиссер Никита Михалков. Компании выступают за создание федерального каталога продуктов интеллектуальной собственности — по их мнению, это упростит процедуру купли-продажи авторских прав.

В ближайшее время в Общественной плате обсудят предложения по реформе авторского законодательства в интернете, в разработке которых участвовали МТС, "МегаФон", "Вымпелком", сообщили два источника "Ъ". "Для прямого доступа к сведениям о правообладателе и связи с ним для заключения лицензионного договора должен быть сформирован единый каталог продуктов. Предлагается, что его наполнение будет осуществляться по заявительному принципу с идентификацией правообладателя через электронную цифровую подпись и по воле правообладателя",— сказал один из собеседников "Ъ". По мнению бизнеса, держателем каталога могли бы стать Минкультуры, Минкомсвязи, Роскомназдор, уполномоченная компания со стопроцентным госучастием либо, что наименее предпочтительно, аккредитованная для этих целей компания по управлению коллективными правами. За распространение контента в интернете с нарушением авторских прав интернет-провайдеры предлагают блокировку доступа к такому контенту. Идея создания каталога — во многом развитие предложений Минкомсвязи, добавил собеседник "Ъ"

Также предлагается упросить законодательство для стимулирования оптовой купли-продажи авторских прав. Как пояснил директор "МегаФона" по связям с госорганами Дмитрий Петров, это даст интернет-площадкам стимул "работать легально", поскольку заключать договоры "с шестью мейджорами и пятьюдесятью правообладателями — это сложная задача". По словам представителя МТС Дмитрия Солодовникова, новая концепция — это альтернатива предложению РСП. В "Вымпелкоме" в курсе инициативы, сказала представитель оператора Анна Айбашева. Но представителям "Яндекса" и Rambler&Co о ней не известно. "Для начала нужно отрегулировать оборот авторских прав в бумажном, а потом — в цифровом виде. Пусть сделают каталог, посмотрим",— сказал "Ъ" директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев.

В ноябре РСП разработал схему по управлению авторскими правами через аккредитованную организацию по принципу "глобальной лицензии" на интернет. Это подразумевает отчисления пользователей интернета авторам, издателям и правообладателям онлайн-контента. Размер сбора составит 25 руб. в месяц или более 36 млрд руб. в год. Эта новелла оформляется поправками к Гражданскому кодексу, проект которых подготовил Минкульт. Интернет-компании и операторы связи выступали против концепции РСП, посчитав ее "налогом на интернет", отрицательные отзывы на нее давали Минкомсвязь, Минэкономики и президентская администрация. Реализация идеи РСП подразумевает создание системы анализа трафика, а также содержимого компьютеров миллионов российских интернет-пользователей. Подконтрольная "Ростелекому" проектная организация "Гипросвязь" оценивала создание такой системы в $1-5 млрд, что существенно превышает годовой сбор по "налогу на интернет". В свою очередь, Никита Михалков дважды обсуждал "глобальную лицензию" с Владимиром Путиным, последний раз — в конце марта. Как пояснил "Ъ" пресс-секретаря президента Дмитрий Песков, в ходе встречи не было речи о том, чтобы "Путин одобрял или не одобрял" эту идею: "Эта инициатива, которая касается авторских прав в интернете, она подлежит широкому общественному и экспертному обсуждению, после этого можно будет выносить мнение о ее целесообразности или нецелесообразности".

По словам представителя МТС, реализовать предложенный РСП принцип невозможно: сейчас нет аппаратно-технических средств для массового анализа контента, потребляемого в интернете, кроме того, примерно треть трафика не поддается анализу, так как передается в зашифрованном виде. Целесообразнее анализировать трафик на уровне интернет-площадок, получая у них статистику о скачиваемом и просматриваемом контенте, считает собеседник "Ъ" в отрасли связи. Такой вариант позволит собирать более корректные данные, плюс можно сэкономить на оборудовании: при установке на 1 тыс. интернет-площадок система мониторинга трафика обойдется менее чем в $100 млн, считает руководитель проектов "Гипросвязи" Алексей Иванов. Многие интернет-ресурсы находятся за пределами РФ, поэтому их будет сложно обязать устанавливать у себя такие системы, предупреждает директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова.

 

 

Источник: Коммерсантъ

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.