ФАС хочет распространить антимонопольный закон на бренды и товарные знаки


Право | 06 Марта 2015 09:16:22 | 1

ФАС хочет распространить антимонопольный закон на бренды и товарные знаки
Источник: РБК
ФАС внесла в правительство новый вариант четвертого антимонопольного пакета. Ведомство хочет больше полномочий для борьбы с недобросовестной конкуренцией через ноу-хау и бренды. Бизнес отнесся к поправкам настороженно

Пакетное наступление

Федеральная антимонопольная служба внесла в правительство проект поправок ко второму чтению в так называемый четвертый антимонопольный пакет (изменения в закон «О защите конкуренции»). Часть изменений направлена на реализацию антикризисного плана правительства, указывает глава ФАС Игорь Артемьев в письме в правительство (копия самих поправок и письма есть у РБК).

Дискуссия вокруг поправок в закон «О защите конкуренции» идет уже больше года. В конце 2013 года ФАС внесла в правительство несогласованный с бизнесом вариант проекта, против тогда выступили Минэкономразвития, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) и Минюст. Ведомство Игоря Артемьева доработало проект к лету 2014 года, но и этот вариант не устроил крупный бизнес. Предприниматели увидели в предложениях ФАС угрозу отхода от рыночной экономики, отрицательное заключение на проект подготовили и в Кремле.

Несмотря на это, в сентябре четвертый антимонопольный пакет поступил в Госдуму и прошел первое чтение. Сейчас идет работа над поправками к ключевому второму чтению. Предложения ФАС поступили в Минэкономразвития и сейчас проходят процедуру оценки регулирующего воздействия, сообщил РБК представитель ведомства. ФАС направила проект на ОРВ 10 февраля, но пока не получила ответ, указывает Артемьев в письме в правительство, датированном концом февраля.

Война брендов

Поправки поступили в правительство во исполнение антикризисного плана, но, по сути, не имеют к нему отношения, удивляется директор центра мониторинга законодательства РСПП Ирина Котелевская. «Мы видим расширение полномочий ФАС по недобросовестной конкуренции, порядку рассмотрения дел, появляется десять новых штрафов по торгам», – отмечает она.

Так, ФАС хочет распространить действие антимонопольного законодательства на бренды. В поправках предлагается запретить покупку и использование товарных знаков, если конкурент «приступил к использованию обозначения, тождественного или сходного (с ним) до степени смешения» раньше.

Недобросовестной конкуренцией может быть признано использование права на товарный знак, «который приводит или может привести к использованию или ослаблению коммерческой ценности» конкурирующего бренда, работающего на другом товарном рынке, которые приобрели известность в России.

Представитель ФАС не смог предоставить оперативный комментарий. Ранее замначальника правового управления ФАС Денис Гаврилов приводил пример такой недобросовестной конкуренции: «Появилась компания, зарегистрировавшая товарный знак Vacheron Constantin на класс одежды, открыла магазин. То есть товарный знак применительно к часам имеет достаточно узнаваемое значение, и вот компания, которая выходит на рынок, думает, как обратить внимание потребителя и при этом сэкономить на раскрутке. Решение – назвать себя известным именем и повысить вероятность, что потребители обратят внимание. Суд признал, что действия компании – производителя одежды являются недобросовестной конкуренцией», – объяснял он (цитата по ТАСС).

Торговую марку, копирующую визуальное и словесное содержание существующего бренда, зарегистрировать в России не удастся и сейчас, говорит главный куратор исследовательского центра бренд-технологий RCB&B Николас Коро. По его словам, если компания частично копирует чужую интеллектуальную собственность, она будет оштрафована. ФАС хочет ввести для таких компаний оборотные штрафы в размере 1–15% от размера выручки – это разумное наказание, но неясно, почему одни заплатят 1%, а другие – 15%, говорит Коро.

Участники рынка опасаются, что нововведение будет трактоваться шире. Поправками ФАС пытается ввести такую новую норму недобросовестной конкуренции, как нанесение ущерба старым брендам из-за вывода на рынок нового бренда, но ведь суть конкуренции и заключается в соперничестве брендов, а ФАС фактически его устраняет, указывает антимонопольный эксперт «Деловой России» Алексей Ульянов. Непонятно, как можно будет конкурировать в России, если вывод новых брендов на рынок будет признан нарушением, добавляет он.

Конкуренция за креатив

ФАС также предлагает расширить ст. 14 закона «Запрет на недобросовестную конкуренцию» девятью новыми составами. В частности, под запрет попадет продажа товара, при изготовлении которого использовали ноу-хау конкурентов (новая ст. 14.2 – «Недобросовестная конкуренция с использованием результатов интеллектуальной деятельности»).

Другая статья вводит в антимонопольное законодательство такое нарушение, как «дезорганизация деятельности компании (его работников)» – ст. 14.8. Сейчас этот термин используется только в уголовном праве и не относится к хозяйственной практике, отмечает Ульянов. Недобросовестной конкуренций будут признаваться действия компании, побуждающие третьих лиц отказаться от работы с компанией из-за неточной или искаженной информации.

Автор предложения, начальник отдела ФАС Яна Склярова говорила ранее РБК, что под этой формулировкой понимается в том числе переманивание заказчика недобросовестным способом, давление на сотрудников компании-конкурента или покупка целой команды специалистов. «Если одна сторона предлагает работнику перейти, в этом нет никакой работы против конкурента. А вот если при этом будет сказано: твоя контора через неделю закроется, попадет под санкции по Крыму, что является неправдой, – такие формы следует признавать нарушением конкуренции», – поясняла она.

Хантинг целой команды – это риски не только для той компании, из которой ушли работники, но и для той, куда они пришли, рассуждает управляющий партнер хедхантинговой компании «Агентство Контакт» Марина Тарнопольская. «Вспоминается случай, когда на рынке fashion-ретейла переманенная когда-то компания вновь уходила от собственника бизнеса к следующим конкурентам, подобные случаи очень часто можно увидеть и в банковском секторе».

 

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: РБК

последние новости

Комментарии

Павел (Гость) | 06.03.2015, 17:06
чушь. полно способов переманить сотрудника, и не прибегая ко лжи. и все равно это будет хедхантинг

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 16367
Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама