Петербург может получить 5 млрд «штрафных» с наружной рекламы
Передать комитету по печати полномочия составлять протоколы по незаконным рекламным конструкциям - эту инициативу депутата Марины Шишкиной 2 февраля комитет по законодательству поддержал единогласно, первое чтение в Законодательном собрании назначено на 4 февраля. Рекламный рынок Петербурга все еще находится на полулегальном положении, особенно сознательные владельцы конструкций поступают «по понятиям», но город продолжает терять огромные суммы
Федеральный законопроект предполагает изменить КоАП РФ в той части, где говорится о праве исполнительных органов власти субъектов РФ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга составлять протоколы по статье 14.37 (Нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции). Инициативу поддержали в том числе новый председатель комитета по печати Сергей Серезлеев.
Капля в море
На сегодняшний день решение о демонтаже незаконной рекламной конструкции и взыскании штрафа принимается в три шага. Комитет по печати направляет материалы по незаконным конструкциям в полицию. Полиция, в свою очередь, составляет соответствующие протоколы и направляет их в суд. Суд уже принимает окончательное решение.
На практике такая схема оказывается нерабочей. Составление протоколов - полномочие, а не обязанность полиции. Только если от какого-нибудь юридического и физического лица поступит жалоба на ту или иную рекламную конструкцию, и после этого протокол все равно не составят - тогда действия полиции можно будет расценить как незаконные. А пока таких жалоб нет, бездействие структуры никаких законов не нарушает. Соответственно, и заинтересованности в освоении такой дополнительной нагрузки у структуры нет.
Кроме того, даже те протоколы, до которых у полиции все-таки доходят руки, зачастую оказываются составлены некорректно. В итоге только 2-4% конструкций, которые нарушают закон, облагаются административным штрафом. Так, за 2013 год с нарушителей было взыскано всего 2,1 млн рублей, за 2014 – 3,1 млн рублей. Штрафы за незаконное размещение рекламных конструкций составляют от полумиллиона до миллиона рублей, так что даже если предположить, что во всех случаях виновным было вынесено самое мягкое взыскание, получается, наказание настигло всего 10 реальных нарушителей (из примерно 9,5 тысяч рекламных носителей, находящихся вне закона).
«Прокуратура, по субъективным и объективным причинам, заниматься этим не может, - рассказывает Лениздат.Ру Марина Шишкина. - Надо вернуть это полномочие комитету по печати, как это было когда-то». Ее помощник, Никита Савостьянов, добавляет: раз комитет по печати вплотную занимается вопросами рекламы и хорошо понимает, что происходит на этом рынке, то он и должен заниматься составлением протоколов. Логичным такое решение считает и президент Ассоциации малых предприятий наружной рекламы Александр Ружинский. «Этот инструмент в руках комитета по печати будет не лишним, главное, чтобы им пользовались умело», - сообщает он Лениздат.Ру.
Заметим, что в случае принятия законопроекта, полиция полномочий на составление протоколов не лишится.
«На самом деле, все сейчас боятся: не рухнет ли рынок, не ударит ли это по компаниям, - рассказывает Лениздат.Ру Марина Шишкина. - Мы думали об этом. Но речь пока идет о тех конструкциях, которые стоят незаконно, у которых закончился срок аренды, или они по-другому используются. 90% из них сейчас стоят без разрешения и не приносит бюджету ни копейки».
Договориться «по понятиям»
По экспертным оценкам, сейчас не имеют законных оснований для существования приблизительно 9630 из 11 000 рекламных конструкций Петербурга. Если во всех случаях привлечь виновных к административной ответственности, то городская казна пополнится, как минимум, на 2,8 млрд рублей, как максимум - на 5,7 млрд рублей (в зависимости от размера штрафа).
Причины такого положения дел во многом в том, что вот уже год Петербург существует вообще без схемы размещения наружной рекламы. Новую схему Смольный должен был представить еще летом 2013 года, а вступить в силу, согласно законодательству, она должна была до 1 января 2014 года. Договориться на ее счет в комитете по печати не могут до сих пор. Тем временем отсутствие схемы не позволяет чиновникам провести торги на установку в городе наружной рекламы. По законодательству все конструкции, чей срок аренды истек, должны быть демонтированы. Но по собственной инициативе владельцы не спешат на это идти, а судебных процессов об отсрочке демонтажа было инициировано всего несколько.
Тем не менее, в ситуации, когда законное решение вопроса становится невозможным, в ход идут негласные договоры. Дело в том, что после окончания срока аренды сознательные владельцы могли продолжить выплачивать сумму, эквивалентную арендной плате, но уже качестве платы за фактическое землепользование. «Если компания платила за конструкцию, грубо говоря, 50 тыс. рублей в месяц, она просто продолжает их платить, - поясняет Лениздат.Ру схему Никита Савостьянов. - В таком случае в суде она говорит, что действует добросовестно и выполняет свои обязательства, а отсутствие договора связано не с ее незаконными действиями, а исключительно с действиями исполнительного органа власти». Город, в свою очередь, демонстрирует свою добросовестность и идет компании навстречу.
Такие компании в Петербурге есть, и в отношении этих юридических лиц комитет «будет реагировать в последнюю очередь», замечает Никита Савостьянов. Но есть масса собственников рекламоносителей, которые после «освобождения» от своего законного положения приняли решение не платить городу ничего, и при этом продолжать предоставлять рекламные услуги. Фактически сегодня получается, что город «бескорыстно» предоставляет площадь владельцам рекламных конструкций, которые размещают на них рекламу, не платя налог с прибыли.
Заметим, при этом рекламодатель никакой ответственности за нелегальное размещение собственной рекламы не несет.
Что любопытно, незаконные конструкции не только не приносят денег в бюджет, но и заставляют Смольный тратиться. В конце сентября из бюджета чиновники выделили 140 миллионов на демонтаж незаконных рекламных щитов.
«Конечно, ситуация сложилась в большей степени из-за действий комитета по печати, - рассказывает Никита Савостьянов. - Можно винить предыдущего председателя комитета Александра Лобкова и профильного вице-губернатора Василия Кичеджи, на которых лежала ответственность. Но я думаю, что теперь все исправится максимально быстро».
Разрешение спора вокруг схемы размещения рекламных конструкций и проведение торгов были в числе главных задач, которые поставил перед Сергеем Серезлеевым в день назначения его новым главой комитета по печати 28 января 2015 года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Новой схемы и последующих торгов сейчас ожидают не позже конца марта 2015 года.
Источник: Lenizdat.ru