Запрет на рекламу на платных телеканалах затронет более 1,4 тыс. СМИ
Под действие очередных поправок в закон "О рекламе", запрещающих со следующего года рекламу на так называемых платных телеканалах, могут попасть примерно 1,4 тыс. вещателей, из которых около 300 являются федеральными. Такую оценку РБК озвучили в Роскомнадзоре
В конце июня депутат Илья Зотов внес Госдуму несколько законопроектов, меняющих рекламное законодательство. Один из них - "О внесении изменений в ст.14 Федерального закона "О рекламе" - с января 2015г. запрещает рекламу на каналах, "доступ к которым осуществляется на платной основе и (или) с использованием декодирующих технических устройств".
Уже 1 июля законопроект был принят в первом чтении, а 4 июля - во втором и третьем. Официального заключения правительства на поправки в Госдуму не поступило, но в Минкомсвязи накануне второго и третьего чтений заявляли РБК, что законопроект "при юридической доработке будет способствовать развитию как кабельной индустрии, так и телевещания". 9 июля Совет Федерации одобрил законопроект, и теперь его должен подписать президент Владимир Путин.
В законопроекте оговаривается, что запрет не распространяется на общероссийские обязательные общедоступные каналы. Они определены указом президента от 24 июня 2009г., сейчас это четыре канала ВГТРК, "Первый", НТВ, "Пятый", "ТВ Центр", "Карусель" и "Общественное телевидение России". Все кабельные спутниковые операторы обязаны безвозмездно транслировать этих вещателей в своих сетях.
Кроме того, в законопроекте говорится, что поправки не касаются каналов, которые распространяются на территории России "с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания".
За соблюдением рекламного законодательства отвечает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В службе пока не ответили на официальный запрос РБК о том, какие именно каналы подпадут под действие поправок Зотова. При этом в ведомстве пояснили, что после того, как президент подпишет законопроект и он будет опубликован, ФАС сама обратится за соответствующими разъяснениями в Минкомсвязь.
Лицензии на телерадиовещание средствам массовой информации выдает подведомственный Минкомсвязи Роскомнадзор. В отрытом реестре, который ведет это ведомства, сейчас есть сведения почти о 14,8 тыс. лицензиатах. Но это информация и о зарегистрированных в России телеканалах, и о радиостанциях. Для телеканалов сейчас действуют два типа лицензий - на наземное эфирное телевещание, которое упоминается в законопроекте Зотова, и так называемые универсальные (позволяют вещать сразу во всех средах - через кабель, спутник и т.д.). Новые эфирные лицензии в последние годы в связи с запланированным переходом с аналогового на цифровое вещание больше не выдаются, только продляются уже действующие.
Как сообщили РБК в Роскомнадзоре, по состоянию на 7 июля 2014г. насчитывалось 3462 действующие лицензии на телевещание. Из них 1421 лицензия выдана тем СМИ, "продукция которых распространяется на возмездной основе" (1417 - на кабельное вещание и 4 - на спутниковое). А у 1405 СМИ есть лицензии на наземное эфирное вещание.
Анализ этих лицензий показал, что можно выделить около 2 тыс. "условно платных" каналов, уточняют в Роскомнадзоре. К ним относятся 1320 кабельных телеканалов, 227 спутниковых, 430 распространяются на основе универсальной лицензии.
"Условно бесплатными" могут считаться около 1,3 тыс. каналов. Из них 1260 являются эфирными каналами, а 42 имеют универсальную лицензию, в приложении к которой оговаривается право осуществлять в том числе наземное эфирное вещание.
Далее Роскомнадзор сопоставил 2 тыс. "условно платных" каналов и 1,3 тыс. "условно бесплатных", чтобы исключить совпадения. Дело в том, что один и тот же канал в разных регионах может иметь разные лицензии. В результате, утверждают в Роскомнадзоре, получился список из около 1,4 тыс. каналов, которые можно назвать "уникальными платными каналами", не распространяющимися в эфире. Именно эти каналы подпадают по действие поправок Зотова. Около 300 из этих вещателей являются федеральными, то есть имеют возможность транслировать свои программы на всю страну, уточняют в Роскомнадзоре. Названия конкретных СМИ ведомство не раскрывает.
Из разъяснений Роскомнадзора можно сделать вывод, что под действие поправок Зотова подпадает, к примеру, запущенный в апреле телеканал "СТС Love". Лицензиатом для этого СМИ является ЗАО "Сеть телевизионных станций", которое в январе получило на десять лет универсальную лицензию №24915 для вещания на всю территорию России. В реестре Роскомнадзора не указана ни одна радиочастота, на которой может вещать "СТС Love". В холдинге "СТС Медиа" (управляет также СТС, "Домашним" и "Перцем") ранее признавали, что у нового канала нет лицензии на эфирное вещание, но настаивали на том, что он не является платным. В пресс-службе "СТС Медиа" утверждали, что законопроект Зотова не отразится на взаимоотношениях с рекламодателями и бизнесе компании.
В 2013г. затраты на рекламу на тематических каналах, распространяющихся через кабель и спутник, составили, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, 4 млрд руб. без НДС. Эфирные вещатели заработали на рекламе в прошлом году 152,2 млрд руб.
Источник: РБК