Hewlett-Packard призналась в даче взяток в России
Американский поставщик компьютеров, серверов и IT-решений Hewlett-Packard (HP) выплатит 108 млн долл. властям США за коррупционные правонарушения в России, Польше и Мексике
Компания договорилась с Министерством юстиции и Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC) о внесудебном урегулировании дела, объявили накануне оба ведомства.
Мировое соглашение HP с регуляторами подводит черту под антикоррупционным расследованием, которое тянулось с 2010г. В обмен на прекращение расследования ЗАО "Хьюлетт-Паккард А.О." признало вину в нарушении Закона о коррупционных практиках за рубежом (FCPA): фирма давала взятки российским чиновникам ради обеспечения крупного контракта на поставки компьютеров и программного обеспечения для Генеральной прокуратуры РФ.
"Неправомерные действия, изложенные в соглашении с регуляторами, ограничивались небольшим количеством человек, которые больше не работают в компании", - заявил вице-президент, главный юрисконсульт HP Джон Шульц.
Но в Минюсте США правонарушения HP оценили более категорично. "Дочерние компании Hewlett-Packard создали "фонд" для взяток, организовали замысловатую сеть подставных фирм и банковских счетов для отмывания денег, вели двойную бухгалтерию и использовали анонимные аккаунты электронной почты для организации тайных встреч, на которых передавались сумки с наличными", - сказал представитель Генпрокуратуры США Брюс Шварц.
Схема для России
В конце 2000г. российское правительство объявило проект по автоматизации систем связи и вычислительной инфраструктуры Генеральной прокуратуры. В "HP Россия" рассудили, что проект дает компании возможность укрепить свои позиции в сфере госзакупок в России. Потенциальная стоимость заказа Генпрокуратуры, разбитого на несколько тендеров, достигала 100 млн долл. Это стало бы крупнейшей сделкой HP в Восточной Европе.
Ради победы в первом тендере стоимостью 35 млн евро руководители "HP Россия" заручились поддержкой ряда посредников, пользовавшихся связями с чиновниками, которые отвечали за проведение тендера. В частности, в декабре 2000г. HP согласилась заплатить 1,2 млн долл. одному посреднику-американцу, который обещал компании помочь с российским тендером.
В январе 2001г. "HP Россия" выиграло тендер, в июне того же года был подписан соответствующий контракт. Затем, правда, сделка затянулась из-за того, что головная структура HP проводила due diligence субподрядчиков заказа, а у российских властей сорвалась договоренность с американским экспортным банком, который должен был выдать финансовую гарантию. В 2003г. профинансировать закупки для Генпрокуратуры вызвался один из немецких банков, а контроль за исполнением заказа перешел к подразделению HP в Германии, Hewlett-Packard ISE GmbH.
В связи с изменившимися обстоятельствами российские власти подумывали о повторном тендере, что заставило менеджеров "HP Россия" поволноваться. В апреле 2003г. сотрудники фирмы пообещали 2,8 млн евро одному из российских чиновников за сохранение контракта. Взятки должны были идти через немецкого агента. В итоге на счета различных подставных компаний было переведено 8 млн евро.
Чтобы скрыть незаконные платежи, сотрудники российской "дочки" HP вели две параллельные системы учетных записей: одну - для внутреннего пользования, где прописывались получатели взяток, другую - "очищенную" от подозрительных платежей - для "непосвященных". Например, сотрудники вели защищенную паролем электронную таблицу, в ее секретной версии файла была колонка "Прочие расходы", где проводились коррупционные платежи через немецкого посредника. Из другого документа следует, что "откатные" 8 млн евро предполагалось провести через искаженную стоимость аппаратного обеспечения HP. Из 8 млн евро, переведенных через немецкого агента, 2,2 млн поступило на фиктивные счета в латвийских и литовских банках и было потрачено на путешествия и покупку драгоценностей, роскошных автомобилей, дорогих часов.
Коррупционная схема работала следующим образом: "HP Россия" продавала компьютерное оборудование, предназначенное для Генпрокуратуры, своему партнеру по сбыту по обычным ценам. Затем HP выкупала ту же продукцию у компании-посредника с общей наценкой в 8 млн евро. Наконец, то же самое оборудование поставлялось Генпрокуратуре по завышенной стоимости.
По данным следствия, российское подразделение HP извлекло незаконную прибыль в размере 10,4 млн долл. на поставках для Генпрокуратуры.
Расследование дела HP велось с двух сторон
Минюст США вел уголовное расследование в отношении HP, а SEC параллельно – гражданское. HP нарушила две части Закона о ценных бумагах США, говорится в материалах SEC. Во-первых, ее "дочки" в России, Польше и Мексике фальсифицировали внутреннюю отчетность, проводя коррупционные платежи под видом законных платежей за оказанные услуги или комиссий. В итоге ложные данные консолидировались на уровне группы HP и отражались в публичной финансовой отчетности. Во-вторых, HP не сумела разработать и поддерживать надлежащую систему контроля, которая позволила бы засечь незаконные платежи.
В сообщении Минюста США говорится, что американским следователям активно помогали их коллеги в Германии, Польше и Мексике. Про участие российских правоохранительных органов в расследовании коррупционных схем не сказано. Зато в расследовании участвовали представители атташе по юридическим вопросам ФБР в Москве.
Имена сотрудников HP или российских чиновников, причастных к коррупционным схемам, в материалах американских властей не приводятся.
Для инвесторов расследование фактов коррупции HP за рубежом было уже давно не новостью: наоборот, теперь они могут вздохнуть с облегчением, так как общая сумма штрафа (чуть более 100 млн долл.) оказалась не столь большой. Рекордную сумму за урегулирование американских коррупционных обвинений заплатил в 2008г. немецкий концерн Siemens – 800 млн долл. В начале 2014г. производитель алюминия Alcoa урегулировал подобное расследование за 384 млн долл. Акции Hewlett-Packard в Нью-Йорке по итогам торгов 9 апреля подорожали на 0,8%.
Расследование против HP в связи с российскими "откатами" продолжает вести прокуратура Германии (немецкая "дочка" HP следила за выполнением контракта на поставку компьютеров для Генпрокуратуры РФ). О продолжении расследования HP упоминала в прошлом месяце в квартальном отчете. В 2010г. Следственный комитет по запросу немецких коллег проводил обыски и выемку документов в московском офисе HP, но собственных дел в России на HP не заводили.
Источник: РБК