14 Октября 2013 | 14:36

В России появится Федеральная служба по авторским правам

Основной задачей нового ведомства будет контроль за деятельностью организаций, распределяющих авторские вознаграждения. Судьба Роспатента остается открытой

Картинка В России появится Федеральная служба по авторским правам
ИЗВЕСТИЯ/Владимир Зыков

В России будет создана Федеральная служба по авторским правам. Такое решение было принято на совещании у первого вице-премьера России Игоря Шувалова на прошлой неделе. Об этом «Известиям» сообщил глава комитета Госдумы по информационной политике Алексей Митрофанов.

Представитель секретариата Шувалова подтвердил, что новая структура займется оказанием госуслуг по регистрации и охране интеллектуальной деятельности, нормативно-правовым регулированием, надзором и координацией деятельности органов власти в этой сфере. Шувалов поручил Минэконоразвития подготовить проект указа президента о создании новой службы.

Планируется, что к 1 января указ должен быть подписан, сообщил федеральный чиновник, участвовавший в совещании у Шувалова, а с 1 июля 2014 года служба должна функционировать. При создании нового ведомства встает вопрос о судьбе Роспатента, продолжил источник, но пока этот вопрос находится в проработке.

По словам Митрофанова, основная цель создания данной службы — контроль за деятельностью Российского авторского общества (РАО; производит отчисления авторам текстов, музыки и т.п.), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС; отчисления исполнителям) и Российского союза правообладателей (РСП; вознаграждение за прослушивание гражданами в личных целях). Сейчас у некоторых авторов есть претензии к этим организациям по выплате авторских вознаграждений.

— Создаваемая служба получит надзорные функции, она будет проводить проверки по заявлению авторов. Нельзя все такие вопросы решать в суде, это долгая инерционная процедура, — говорит Митрофанов. — Принципиально важно, чтобы в руководство службы не входил менеджмент проверяемых организаций.

По его словам, депутаты будут добиваться, чтобы РАО, РСП и ВОИС открыто публиковали свою отчетность в интернете, чтобы обычные граждане могли видеть, кто, сколько и за что заработал.

— Нужна такая система, чтобы было видно, сколько за прошлую неделю получили авторы, — поясняет Митрофанов. — Благодаря этому мы увидим, какие авторы популярные, где их произведения исполняют, на скольких концертах, сколько у нас профессиональных коллективов в стране. В конце концов, я хочу знать, какое произведение самое исполняемое в стране.

Сейчас у некоторых авторов, которые получают выплаты от РАО, есть вопросы по поводу размера начисленных сумм. В такой ситуации оказался Арташес Андреасян, музыкальный продюсер фильмов («Дублер», «Служебный роман: наше время», «Что творят мужчины» и др.). Он направил в Минкультуры письмо о том, что за три года получил от РАО лишь 0,5 млн рублей. По собственным расчетам Андреасяна, он должен был получить 7,5 млн.

В РАО «Известиям» сообщили, что не вправе предоставлять СМИ сведения о распределении перечисленного в эту организацию авторского вознаграждения. На все запросы Андреасяна сотрудниками РАО были подготовлены ответы и отправлены ему лично.

— Я не понимаю, почему за показ фильма на «Первом канале» мне пришло денег меньше, чем за показ на телеканале «Дисней», — возмущается Андреасян. — Они должны выплатить 2% от стоимости рекламы во время показа фильма. У них так сильно подешевела реклама? Если да, то я готов выкупить весь эфир.

Как пояснил «Известиям» Игорь Базилевский, который два года проработал в РАО заместителем гендиректора по вопросам телевидения и радио, система распределения вознаграждения с телеканалов выглядит иначе.

— Берется сумма денег, которая получена от канала за определенный период. Делится на количество композиторов, чьи произведения там прозвучали. Вычисляется цена 1 секунды, — поясняет Базилевский. — И эту величину надо умножить на общее время звучания данного композитора.

При этом, уточнил Базилевский, вычисленную цену секунды РАО отказывается сообщать композиторам и даже не предоставляет эти сведения суду.

Не просто выглядит и ситуация и со сборами с кинотеатров. Согласно принятому в 1994 году постановлению правительства, за использование музыкальных произведений с текстами или без них кинотеатры должны отчислять РАО 3% общего дохода. Но Авторский совет РАО постановил, что с кинотеатров следует собирать от 0,8 до 1,2% дохода.

— Утвержденный Авторским советом размер вознаграждения выражает волю членов РАО, — пояснили в пресс-службе РАО. — Ставки подвергаются корректировке с учетом накопленного опыта работы в сфере коллективного управления правами, взаимоотношений, складывающихся при заключении лицензионных договоров, а также с учетом практики работы иностранных авторско-правовых организаций. Проводимые Авторским советом РАО изменения ставок способствуют установлению баланса интересов между правообладателями и пользователями.

В РАО пояснили, что снижение ставок для киносетей до 1%, для отдельных кинотеатров — до 1,2%, для открывающихся кинотеатров — до 0,8%, должно поддержать национальную киноиндустрию.

Источник: Известия

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.