Минздрав ограничит рекламу фастфуда, лимонада и чипсов
Новая программа развития здравоохранения обрекает компании производителей и продавцов калорийной продукции на рекламный голод
Минздрав намерен уделить особое внимание созданию у населения культуры рационального питания, согласно утвержденной в конце декабря государственной Программе развития здравоохранения до 2020 года. В соответствии с этим документом создание условий рационального и сбалансированного питания требует введения мер по ограничению рекламы ряда высококалорийных продуктов.
Как сообщили «Известиям» в Минздраве, предложения по здоровому образу жизни, здоровому питанию, ограничению рекламы таких продуктов, как чипсы, фастфуд и сладкие газированные напитки, нашли отражение в государственной Программе развития здравоохранения, которая утверждена правительством РФ. В перспективе намечена детальная проработка этих направлений и подготовка межведомственных нормативных документов.
Избыточную массу тела, абдоминальное ожирение, повышенное содержание глюкозы и холестерина в крови, а также повышенное артериальное давление в Минздраве планируют победить за счет формирования у населения правильных пищевых привычек и прежде всего отказа от жирной, пересоленной и высокоуглеводной пищи и увеличения в рационе фруктов и полезных жиров, содержащихся в рыбе.
По данным ведомства, приведенным в тексте госпрограммы, ожирение и избыточная масса тела у детей и молодежи до 25 лет приобретаются за счет употребления в пищу высококалорийных продуктов, таких, как шоколад, чипсы, фастфуд, и сладких напитков на фоне дефицита физической активности. Отмечается, что россияне среднего возраста сохраняют свои юношеские пищевые привычки. Также в документе указано, что большую роль в развитии ожирения, особенно у женщин среднего и старшего возраста, играют «перекусы» в течение дня, которые не воспринимаются как полноценные приемы пищи. Помимо ввода ограничений на рекламу сладкой газировки, чипсов и фастфуда Минздрав намерен потребовать от производителей продуктов питания и готовых блюд наносить на упаковку информацию о содержании калорий, жиров, углеводов и соли хорошо читаемым шрифтом.
В будущем году министерство рассчитывает детально определить рекламные ограничения, пока процедура не прописана. Однако уже сейчас защитники прав потребителей говорят, что фастфуд, чипсы и газировку следует запретить рекламировать для юношеской и детской аудитории.
— В мировой практике уже есть такой опыт — например, в Великобритании запрещено рекламировать фастфуд, ориентируясь на несовершеннолетнюю аудиторию, а у нас дети тратят карманные деньги на газировку и хот-доги, а поход в ресторан быстрого питания проходит как детский праздник, — говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
Его поддерживает специалист ОЗПП «Общественный контроль» Ольга Скоробогатова. По ее словам, баннеры с рекламой сладкой газировки, быстрой еды и чипсов не должны располагаться вблизи школ и детских садов, ролики с рекламой этой продукции не следует транслировать в перерывах между детскими программами, фильмами и мультфильмами на ТВ. Также, по мнению Скоробогатовой, рекламные акции этих продуктов и напитков не должны быть ориентированы на несовершеннолетних.
— Мы за такие ограничения, они помогут отучить подрастающее поколение от вредных пищевых привычек, — заключила она.
Стоит отметить, что «Общественный контроль» в январе этого года подавал иск в Тверской суд Москвы к компании «Макдоналдс». Правозащитники требовали от ресторанов быстрого питания указывать на упаковках состав основных рецептурных компонентов, входящих в продукцию, сведения о массе порции в продукции, а также обозначения нормативных документов, в соответствии с которыми продукция изготовлена. В марте суд отклонил иск ОЗПП, адвокат «Макдоналдса» Максим Титоренко уверили судью, что компания не обязана печатать все эти сведения на упаковках, так как они есть на информационных стендах и сайте сети ресторанов быстрого питания.
Эксперт Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Владимир Евстафьев в беседе с «Известиями» заявил, что АКАР будет выступать против любых запретов и ограничений рекламы сладких напитков, фастфуда и чипсов.
— Дело даже не в том, что рекламные агентства понесут убытки. Денег лишатся телеканалы, печатные СМИ, радио, наружные площадки. Кроме того, сети ресторанов быстрого питания, компании — производители сладких напитков являются генеральными спонсорами многих спортивных и зрелищных мероприятий, — отметил Евстафьев. По его мнению, от ограничений рекламы этой продукции все понесут большие убытки, точный объем которых сложно оценить сейчас.
— Прежде чем ограничивать, Минздрав должен определить, сможет ли он компенсировать такие потери, — заключил эксперт.
Источник: Известия