В смете на размещение рекламы были замечены высокие цены
Провести полную проверку сметы
On-line Buying Check
02 Ноября 2012
Торговым сетям угрожают авторскими правами
(2 комментария)
Розничным сетям могут грозить многочисленные выплаты по искам правообладателей исключительных прав. На рассмотрении Высшего арбитражного суда (ВАС) оказалось дело, в котором от "Перекрестка" требуют компенсацию за продажу журнала "ТВ Парк", в котором была размещена фотография без разрешения автора. С аналогичными претензиями столкнулись и другие сети: "Ашан", "Билла", "Седьмой континент", "Азбука вкуса". Президиум ВАС должен решить, кто будет платить правообладателю — магазин, журнал или оба солидарно, а также в каких случаях розничные сети будут освобождаться от ответственности за реализацию контрафактной продукции

Президиум ВАС 20 ноября рассмотрит дело по иску ЗАО "Октябрьское поле" о взыскании 50 тыс. руб. компенсации с ЗАО "Торговый дом "Перекресток"" за нарушение исключительных прав на фотографию, опубликованную в журнале "ТВ Парк" N36 от сентября 2010 года. На фотоснимке изображены две девушки, подпись к нему в журнале гласит: "...а вот африканские косички и смотрятся красиво, и распустить их несложно". "Перекресток" занимался розничной продажей журнала, то есть распространением принадлежащего истцу спорного изображения, на что "Октябрьское поле" согласия не давало. Кассационный суд признал факт нарушения и решил, что сеть должна выплатить компенсацию. По жалобе "Перекрестка" дело было передано в президиум ВАС для формирования единообразной практики.

Как выяснилось, "Перекресток" — не единственная сеть, от которой "Октябрьское поле" требует компенсации за свою фотографию. Первый иск ЗАО подало в апреле 2011 года к сети "Магнолия" на 100 тыс. руб., а 29 июля 2011 года еще восемь исков к сетям "Перекресток", "Ашан", "Билла", "Седьмой континент", "Азбука вкуса", "Глобус", "Остров" и "Виктория Квартал", каждый на 50 тыс. руб. "Октябрьское поле" тщательно подготовилось к судам. 1 сентября 2010 года компания заключила договор с частным детективом, который должен был "изучать рынок печатных СМИ и рекламы и выявлять случаи нарушения прав на фотографические произведения, указанные заказчиком". Этот детектив выискивал места продажи журнала и проводил контрольную закупку для подтверждения факта распространения. Вооружившись доказательствами — журналом, чеками из магазинов и показаниями детектива, "Октябрьское поле" обратилось в суды, мнения которых об ответственности сетей разошлись.

В делах против "Ашана" и "Биллы" суды сочли недоказанным приобретение спорного номера журнала у ответчика: кассовый чек не содержит конкретных сведений о проданном товаре, а товарный чек не выписывался. Иск к "Седьмому континенту", напротив, был удовлетворен. Суд согласился, что кассовый чек подтверждает покупку спорного журнала, но, учитывая недоказанность правообладателем вероятных убытков, компенсацию снизил до 12,5 тыс. руб. А по искам к "Седьмому континенту" и "Глобусу" кассация вообще признала журнал контрафактным. Большинство этих дел приостановлены в ожидании позиции ВАС.

"Формально распространение произведения без согласия автора является нарушением, и экземпляры журнала "ТВ Парк" со спорной фотографией можно считать контрафактными. За нарушение прав законом предусмотрена ответственность в виде выплаты компенсации, и ВАС нужно решить, с кого ее взыскивать — с розничной сети, с журнала или солидарно с них обоих",— полагает советник юридической фирмы Baker Botts Екатерина Тиллинг. Другой вопрос касается освобождения от ответственности в случае проявления сетью добросовестности и осмотрительности по соблюдению прав авторов. Коллегия ВАС указала, что добросовестность "Перекрестка" проявилась уже в том, что он распространял журнал со всеми обязательными реквизитами СМИ, а за соблюдение прав авторов произведений отвечают прежде всего лица, указанные в законе о СМИ.

И. о. начальника управления по связям с общественностью Х5 (управляет сетью "Перекресток") Владимир Русанов говорит, что при заключении договора о продаже печатного издания они запрашивают информацию о регистрации его как СМИ, наличие у него лицензий госорганов. "Но мы не должны нести ответственность за содержание журнала. По закону о СМИ перед распространителями и продавцами отвечает главный редактор. Кроме того, многие издания продаются в запечатанном виде — мы не можем их вскрыть и убедиться в соблюдении исключительных прав",— добавляет господин Русанов. "Проверить на предмет соблюдения интеллектуальных прав все продаваемые издания невозможно, и в данном случае, как мне кажется, отвечать за нарушение авторских прав на фотографию должен журнал",— согласна с ним директор по внешним коммуникациям российского подразделения Auchan Мария Курносова.

Помимо вопроса о добросовестности сети у судов возникли сомнения в добросовестности самого правообладателя. В деле с сетью "Остров" апелляционный суд заметил, что, "совершив первую покупку журнала и установив факт нарушения своих прав, истец не обратился с претензией к редакции, а подал в массовом порядке иски к торговым сетям".

Вместо принятия мер к пресечению нарушения "истец фактически предпринял попытку построения бизнеса путем получения компенсации", что свидетельствует о злоупотреблении правом, сделала вывод апелляция. Добросовестный правообладатель потребовал бы признать экземпляры журнала контрафактными и изъять их из продажи, считает Екатерина Тиллинг. Однако ни в одном процессе претензии к журналу и его издателю не предъявлялись, а на предложение суда привлечь ООО "ТВ Парк" соответчиком "Октябрьское поле" всегда отвечало отказом.

В случае если президиум ВАС обяжет "Перекресток" выплатить компенсацию за фотографию в журнале, розничные сети могут столкнуться с валом исков от различных правообладателей, чей товар трудно проверить на контрафактность. "Сеть может прописать в договоре гарантию поставщика, что товар не контрафактный, но это не дает стопроцентной защиты от претензий",— отмечает Екатерина Тиллинг.

Чтобы обезопасить себя, сети запрашивают у поставщиков подтверждения качества и легальности товара, а если на упаковке имеется товарный знак, то стараются проверить его регистрацию и наличие лицензионного договора. Мария Курносова говорит, что по договору с оргкомитетом "Сочи-2014" "Ашан" покупает продукцию с олимпийской символикой только у лицензиатов. "Но бывают и неприятные ситуации. Например, в истории с водкой Comedy поставщик представил нам все подтверждающие документы, потом выяснилось, что водка контрафактная и правообладатель Comedy Club Production (CCP) взыскал с нас компенсацию за ее продажу, а мы обратились с претензией к поставщику",— рассказывает госпожа Курносова. Суды взыскали в пользу CCP 1 млн руб. с "Ашана" и почти 3 млн руб. с поставщика.

Владимир Русанов надеется, что ВАС примет объективное решение и не возложит обязанность выплаты компенсаций на сети, "иначе пострадают и продавцы, и дистрибуторы". В "Билле" вчера не смогли прокомментировать ситуацию. Гендиректор "Седьмого континента" Александр Агеенков воздержался от комментариев до окончательного решения ВАС.

Источник: Коммерсантъ




Новости
октябрь 2017
Каталог 7889 компаний
Logic MediaICONAction Sports
Расширенный поиск
Cпецпроекты, нестандартная реклама Кейсы Каталог проектов The WIT
Самый большой каталог ООН в России
рекламные щиты 3x6
Москва и регионы
адреса, фото и цены
160 000 поверхностей
Поиск
Эккаунты 3567 компаний
Найти
архив с 2002 по 2012 год доступен в Data Center