05 Октября 2012 | 08:35

Выгодный столичным властям законопроект о рекламе признали коррупционным

В распоряжении РБК daily оказался отзыв Государственно-правового управления президента (ГПУ) на законопроект «О рекламе», разработанный под руководством депутата Госдумы Виктора Звагельского и призванный регулировать рынок наружной рекламы

Картинка Выгодный столичным властям законопроект о рекламе признали коррупционным

В документе за подписью помощника президента Людмилы Брычевой говорится, что предлагаемый проект противоречит федеральному законодательству и несет в себе коррупциогенные факторы. Эксперты считают, что поправки депутатов прописаны под конкретных игроков рекламного рынка Москвы. Впрочем, сами парламентарии менять пока ничего не намерены и ждут положительного отзыва ГПУ уже на этой неделе.

История с новой версией закона «О рекламе» тянется еще с 2011 года. Прошлогодние поправки по большей части были направлены на упрощение демонтажа рекламных конструкций, однако со стороны правительства и ГПУ не получили одобрения (соответствующие документы есть в распоряжении РБК daily). За год проект закона был дополнен несколькими новеллами (пролонгация сроков действия разрешений на установку конструкций с 5 до 15 лет, продление действующих разрешений на срок от до двух лет без конкурса), однако опять был воспринят в штыки как Белым домом, так и администрацией президента.

Так, в последнем письме ГПУ (от 5 июля 2012 года) на имя полномочного представителя президента в Госдуме Гарри Минха говорится, к примеру, что устанавливаемая новой версией проекта возможность пролонгации сроков действия разрешений на установку конструкций с 5 до 15 лет (при этом предполагается, что устанавливать сроки будут органы местного самоуправления) может привести к коррупционным действиям. По сути, подобная норма приведет, во-первых, к тому, что новые игроки не будут иметь возможности прийти на рынок, во-вторых, крупному бизнесу выдастся шанс «посидеть на нагретом месте еще дольше», поясняет один из экспертов.

Создает «правовую неопределенность», по мнению ГПУ, и новелла, касающаяся размещения временных рекламных конструкций без проведения торгов. Фактически компания, разместившая, к примеру, билборд на десять месяцев без торгов, в случае если эта поправка будет одобрена беспрепятственно, сможет переоформить свое право и в следующий раз, поясняют эксперты. Не понравился президентским юристам и еще один пункт, касающийся установки конструкций, попадающих в «схему размещения» (то есть конструкции могут быть размещены только в том случае, если присутствуют в «схеме»). Такая норма, дающая, по сути, исключительный правовой режим, требует согласования с Градостроительным кодексом, говорится в документе.

Не вписывается в рамки закона также и поправка, согласно которой регионы будут наделены правом осуществления регионального надзора за установками конструкций. «Сейчас право надзора закреплено за ФАС. Получается, что в данном случае такие функции хотят взять на себя городские власти», — добавляет эксперт. Впрочем, сама ФАС также не в восторге от законопроекта. В распоряжении РБК daily есть письмо (от 6 июля 2012 года) за подписью замглавы ФАС Андрея Кашеварова, в котором говорится, что в ведомство «поступило письмо Минэкономразвития, в котором содержатся замечания к законопроекту и сообщается, что законопроект не поддерживается». Более того, замечания «правового и юридико-технического характера» имеет и Минюст. «В законопроекте выявлены коррупциогенные факторы», — указано в письме ФАС.

«Получается, что все ведомства были против. Ситуацию переломил отзыв вице-премьера Владислава Суркова, который, по сути, законопроект поддерживал, но при учете замечаний (в них также говорилось о неправомерности продления сроков договоров). Замечания заняли три листа. Но Сурков подписал только первый титульный, не завизировав свои поправки. С юридической точки зрения он не несет ответственности за них», — говорит источник, знакомый с ситуацией. «По сути, аппаратно перенести ответственность за неподписанные замечания на другого человека возможно. В принципе вообще чем меньше подписей, тем меньше ответственности», — объясняет Дмитрий Черный, партнер «Муранов, Черняков и партнеры».

По словам собеседника, за три дня до отзыва г-на Суркова законопроект был отклонен правительственной комиссией по законотворческой деятельности. Сразу после комиссии свои замечания направило и МВД. Письмо за подписью замглавы МВД Игоря Зубова есть в распоряжении РБК daily. В нем, в частности, говорится, что в проекте закона не указано значение понятия «схема размещения», а также отсутствуют положения, «регламентирующие вопросы их подготовки». «По регламенту проект не мог быть одобрен до второго заседания комиссии, однако процесс был ускорен. Не без помощи столичных властей», — добавляет собеседник РБК daily.

Поправки к данному закону по большей части необходимы правительству Москвы, утверждает один из участников рынка. Это же подтверждает и гендиректор компании «Эспар-аналитик» Андрей Березкин. «Столичное правительство пока неполностью готово к проведению торгов. Поэтому необходима пролонгация договоров на два года. Плюс по целому ряду проектов требуются серьезные инвестиции, пятилетнего срока недостаточно. Поэтому законопроект предусматривает увеличение срока аренды с 5 до 15 лет», — говорит г-н Березкин. Однако источник, знакомый с ситуацией, уверен, что закрепление данных норм было пролоббировано крупными игроками рынка. «Сам законопроект активно продвигается главой столичного департамента СМИ и рекламы Владимиром Черниковым. Он же обещал депутатам, что ГПУ скоро направит положительный отзыв», — поясняет источник.

Г-н Черников в разговоре с РБК daily сказал, что не знает о том, готовит ГПУ положительный отзыв или нет. Ранее г-н Звагельский заявлял изданию, что уже к концу недели думский комитет должен получить положительный отзыв ГПУ, а направленные замечания по большей части носят «терминологический» характер. На момент написания заметки положительного отзыва ГПУ в комитет Госдумы так и не поступило. А по словам источника, знакомого с ситуацией, г-жа Брычева не намерена менять свое решение относительно законопроекта.

Источник: РБК Daily

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru