Новые правила наружной рекламы изменят лицо Москвы
Внешний облик Москвы, улицы которой из-за обилия безвкусной и кричащей рекламы местами напоминают то ли провинциальный рынок, то ли Шанхай до начала экономических реформ, может скоро измениться. К началу сентября московские власти обещают принять новые правила размещения наружной рекламы
В правительстве столицы уверяют, что эти меры не только помогут исправить эстетику города, но и благоприятно отразятся на его бюджете.
В то же время "рекламная оппозиция", которая организовалась в недрах Московской рекламной гильдии, подозревает, что это всего лишь "передел рынка".
Где будем ставить
В начале июля на сайте департамента
СМИ и рекламы московского правительства был вывешен проект постановления,
регламентирующего новые правила размещения наружной рекламы в городе. Уже к
началу сентября этот департамент обещает доработать их и представить к
утверждению.
Если это случится, изменения в городском пейзаже должны стать видны, что называется, невооруженным взглядом. Хотя бы потому, что число рекламных носителей сократится почти на треть - из ныне зарегистрированных 21,5 тысяч конструкций, по расчетам департамента, по новым правилам придется демонтировать 7,5 тысяч.
Кроме того, из Москвы исчезнут такие ставшие привычными элементы городского дизайна, как реклама на строительных заборах, на крышах, экраны, транслирующие ролики, брандмауэры (крупные конструкции на фасаде зданий), а также панель-кронштейны на столбах.
Есть планы разделить город на 14 зон, в каждой из которых будут свои правила размещения наружной рекламы: то, что возможно в спальном районе, уже не встретишь в историческом центре, и наоборот.
Очевидно, что существующие правила размещения наружной рекламы, которые начали довольно стихийно формироваться 20 лет назад, неприемлемы для сегодняшней ситуации, объяснил, выступая перед журналистами, глава столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников: "Эти правила себя изжили. Те 16 изменений, которые в них были внесены в угоду кому-то, тому свидетельство. У нас в городе существовало более 70 концепций развития рекламы на отдельных магистралях, в отдельных районах".
Теперь московские власти хотят исправить эту ситуацию и принять законы, понятные для всех - и для тех, кто отвечает за регулирование этого рынка в городе - чиновников и представителей различных ведомств, и для рекламщиков. "Цель правил проста - в городе должно быть понятно, где и как реклама может размещаться", - подчеркнул Владимир Черников.
Требования рекламной оппозиции
Несмотря на, казалось бы, благие цели ведомства урегулировать хаотичное завешивание столицы рекламной продукцией неоднозначного эстетического и инженерного качества, "Московская рекламная гильдия", объединяющая около 70 операторов наружной рекламы, выразила беспокойство.
В ее недрах созрела даже активная "рекламная оппозиция", которая не только
подготовила стостраничный документ с поправками к новым правилам, но и еще
летом собрала митинг рекламщиков.
Один из лидеров "рекламной оппозиции" Александр Каспирович, занимающий так же
пост заместителя генерального директора "ГБ Аутдор", разъяснил РИА Новости в
чем, по его мнению, главная причина недовольства профессионалов: "Главный
недостаток правил - кулуарная методика их принятия. На встрече с "Гильдией"
Владимир Черников сообщил, что они готовились полтора года. Получается, что все
это время правила готовились тайком".
Александр Каспирович убежден, что, если правила будут приняты в нынешнем
виде, то они больно ударят и по бизнесу, и по городу: "Единственные, кто
окажется в плюсе - это органы-регуляторы".
Аргументы Каспировича просты: "В среднем наша компания посылает в бюджет города
около трех миллионов рублей налоговых платежей в месяц. По моим расчетам, с
введением новых правил, налоговые поступления уменьшатся процентов на
семьдесят. Соответственно, вместо трех миллионов, я буду присылать один. Мои
два миллиона в месяц город где наберет?"
По мнению заместителя генерального директора "ГБ Аутдор", на доходах компаний, которые занимаются наружной рекламой, скажется не только демонтаж уже существующих конструкций (а он, по словам Каспировича, уже начался), но и общая нестабильность отрасли: "Клиенты не понимают и не могут спрогнозировать, как себя поведет рынок наружной рекламы, и переводят рекламные бюджеты в другие места".
На лицо ужасные, пошлые внутри
Клиенты клиентами, бюджеты бюджетами, а то, что с внешним видом российской столицы надо что-то делать, уже понятно многим и давно. Недавно избранный президент Союза московских архитекторов Николай Шумаков, выступая перед журналистами, сравнил сегодняшнюю Москву с квартирой, куда прописалась тысяча мигрантов.
"Каждый квадратный сантиметр города отдан под рекламу, чтобы получить какие-то денежки. Должен ли такой великий город, как Москва, жить съемом денег с такой несуразицы, как рекламные конструкции?", - спрашивает он. И отвечает: такого быть не должно.
Шумаков предлагает радикальный выход из ситуации: "Все подчистить до
основания, а потом по разработанной программе ласково, аккуратно, нежно
внедрять рекламные конструкции в город".
Художница Диана Мачулина считает, что москвичи уже привыкли получать на улицах
города разнообразную информацию: "Если смотреть старые записи Москвы, она, на
наш сегодняшний взгляд, выглядит непривычно тоскливой". Однако, по ее мнению, в
столице много неуместной рекламы, которая вступает в конфликт с архитектурой и
историей города.
"Например, тяжелая конструкция "Мегафон", которая давит на здание ЦДХ. Или логотип "Мерседес" на Доме на Набережной. Кого-то раздражает, как он смотрится на фоне храма Христа Спасителя, а, по-моему, тут важнее трагическая память о судьбе многих жителей этого дома".
Ну и конечно, как и многих других москвичей, художницу не устраивает
эстетическое качество рекламных плакатов - "пошлое по смыслу и часто
душераздирающей визуальности".
Опросы, на которые ссылается глава департамента рекламы и СМИ, показывают, что
около 80% москвичей поддерживают решение убрать из центра рекламу крупного
формата. Большинство также выступает за ограничение по размещению рекламы в
районах города.
"Получается, что люди поддерживают нас, мы в том тренде, который называется наведением порядка", - заметил глава департамента Владимир Черников. По его мнению, рекламы настолько много, "что она стала раздражать всех. Более того, она стала мешать самим рекламщикам".
Надо договориться. Ради города
"Я согласен с позицией горожан - наружной рекламы больше, чем нужно", - признает заместитель генерального директора "ГБ Аутдор" Александр Каспирович. Однако, дьявол, по его мнению, как обычно, кроется в деталях.
"Сам Черников признает, что 60 процентов всей наружной рекламы в городе установлено незаконно. Из них 80 процентов - это не конструкции профессиональных операторов, а так называемый потребрынок: вывески, баннеры, объявления", - Каспирович считает, что чистку начать надо именно с таких мелочей, которые не имеют вообще никакого разрешения и своей пестротой и аляповатостью действительно портят город.
"Сейчас же происходит все по русской пословице: бьют ту лошадь, которая везет", - жалуется лидер "рекламной оппозиции". Он утверждает, что власти пошли по легкому пути - проще дотянуться до большой, видной конструкции, чем разбираться с сотнями мелких.
Впрочем, на днях глава столичного департамента по рекламе и СМИ встретился с представителями Рекламной гильдии, выслушал их замечания и обещал включить нескольких представителей профессионального сообщества в состав рабочей группы, которая трудится над окончательным вариантом новых правил.
Москвичам остается надеяться, что власть и профессионалы рынка договорятся,
и город наконец перестанет напоминать мелкооптовую ярмарку.
Источник: РИА Новости