«Большая тройка» не хочет следовать за коллегами из США
Перенести на российскую почву схему борьбы с кражами мобильных телефонов, принятую американскими операторами сотовой связи, — не получится. По крайней мере, сейчас. Об этом в один голос твердят представители «большой тройки»
Идея блокировать украденные мобильные телефоны «витает в воздухе» давно. Буквально вчера крупнейшие американские операторы решили объединить усилия и договорились создать единую базу данных по украденным сотовым телефонам. В проекте уже участвуют четыре оператора, на долю которых приходится 90% абонентских контрактов США — AT&T, Verizon Wireless, Sprint Nextel и T-Mobile. Все они возьмут на себя обязательства по ведению базы данных и блокировке телефонов.
Основная идея проекта не нова — операторы под давлением абонентов и регулирующих органов решили сделать использование краденых устройств максимально сложным или даже невозможным. Телефоны, занесенные в базу как пропавшие или украденные, будут блокироваться по уникальным идентификационным номерам. В этом случае у воров пропадает стимул связываться с мобильниками.
Подобные базы данных украденных телефонов уже используются в Великобритании, Германии, Франции и Австралии. Причем база данных в Великобритании была создана в 2002 году, а в Австралии — в 2004-м. Преступность не исчезла, но число инцидентов с кражами мобильников уменьшилось, отмечает The Wall Street Journal.
В России проблема краж телефонов не менее актуальна, чем в США и других странах. В этом нет сомнений, несмотря на то, что статистики по кражам мобильных телефонов в целом по стране и отдельно по регионам не существует. В пресс-службе МВД BFM.ru пояснили, что статистика ведется по отдельным статьям, и невозможно выделить именно кражи мобильников. «Если просто украли — одна статья, если вырвали — другая, если приставили нож к горлу — третья», — указал представитель пресс-службы. По его словам, в настоящее время никакого взаимодействия с операторами по вопросам краденых телефонов у МВД нет.
Необходимость создания базы данных краденых мобильников для возможности их блокирования обсуждается давно — в 2005 году была предпринята первая попытка закрепить идею законодательно. В мае прошлого года депутат Владимир Горбачев внес на рассмотрение Госдумы поправки к закону «О связи», обязывающие мобильных операторов блокировать краденые мобильные телефоны, причем сделать эту услугу бесплатной.
Предполагалось, что телефоны можно будет блокировать при помощи 15-значного кода IMEI. Идея заключалась в том, что даже если вор или новый владелец, купивший телефон на «сером» рынке, установит в телефон новую SIM-карту, он не сможет подключиться к сети ни одного оператора. Минкомсвязи данную инициативу поддержало, а вот операторы сотовой связи — напротив.
Сделать это в сегодняшних реалиях невозможно, настаивают представители «большой тройки».
«Для того чтобы процедура блокировки обслуживания терминала по IMEI имела смысл, нужно, чтобы она выполнялась всеми операторами связи. Для этого необходима единая актуальная база данных по терминалам, в отношении которых абонентами подано заявление о блокировке. Подзаконные акты должны однозначно определять порядок ведения такой базы данных», — пояснила BFM.ru пресс-секретарь «ВымпелКома» Анна Айбашева.
Чтобы задумка сработала, все операторы сотовой связи должны иметь беспрепятственный доступ к базе данных IMEI, и, главное, актуальность базы должен кто-то поддерживать. Однако операторы брать на себя данную функцию не хотят, ссылаясь на то, что она более характерна для правоохранительных органов.
«На наш взгляд, вести базу данных должны госструктуры. Логично, если это будет МВД либо Роскомнадзор», — заявила BFM.ru пресс-секретарь «МегаФона» Юлия Дорохина.
Создание «черных списков» IMEI — только один из аспектов проблемы, которую необходимо рассматривать комплексно, указывают операторы. «Сегодня серый рынок обеспечивает множество аппаратов с «нулевыми» или дублирующимися IMEI, и в результате блокировки телефона заявителя может возникнуть ситуация, когда оператор фактически прекратит оказание услуг связи всем абонентам, в том числе добросовестным, чьи телефоны будут иметь аналогичные идентификационные характеристики», — объясняет пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко.
Кроме того на «черном рынке» существует масса предложений по изменению IMEI находящихся в обращении телефонов. Есть даже специальные программы для смартфонов, динамически изменяющие значение IMEI, передаваемое телефоном в сотовую сеть при каждом новом соединении. «К сожалению, похититель мобильного телефона легко может изменить его идентификатор, что делает процедуру блокировки похищенного терминала не слишком эффективной», — рассказала Анна Айбашева.
Факт наличия у абонента аппарата с нелегальным IMEI не является однозначным свидетельством того, что именно данный абонент нарушил какие-то правила, указывают представители операторов. В большинстве случаев владельцы этих телефонов покупают их совершенно честно.
Для борьбы с кражами недостаточно иметь базу данных краденых телефонов и возможность их блокировать. Параллельно необходимо внедрять механизмы предотвращения «серого» импорта и контроля вторичного рынка телефонов. В противном случае все усилия будут сводиться к нулю возможностью взять и «перепрошить» телефон у любого умельца. В некоторых странах, например, в Великобритании предусмотрена уголовная ответственность за «перепрошивку» телефонов, указывают российские операторы. У нас это можно сделать буквально на каждом углу.
«В настоящее время на уровне операторов и регулятора обсуждаются изменения в законодательство, призванные повысить ответственность импортеров абонентского оборудования при оформлении сертификатов соответствия на ввозимое оборудование. Это позволит более эффективно бороться с продажей аппаратов с «нулевыми» или дублирующимися IMEI, и в конечном итоге снизить число телефонных краж», — сообщила Валерия Кузьменко.
Источник: BFM.ru