21 Февраля 2012 | 08:02

Сотовых абонентов предлагают оставить в неведении об изменении тарифов

Минэкономразвития возражает против включения в новую редакцию Правил оказания услуг подвижной связи положения об обязанности сотовых операторов информировать абонентов с помощью SMS-сообщений об изменениях используемых ими тарифных планов. Министерство считает это требование избыточным, как следует из подготовленного им заключения. По мнению Минэкономразвития, это приведет к необходимости рассылать десятки миллионов SMS в месяц и большим расходам для сотовых операторов

Картинка Сотовых абонентов предлагают оставить в неведении об изменении тарифов

Однако «Маркер» выяснил, что объем рассылок SMS в данном случае несколько преувеличен и напоминает скорее «тридцать пять тысяч одних курьеров» гоголевского Ивана Александровича Хлестакова, что, собственно, подтверждают и сами операторы. Кроме того, Минэкономразвития, оказывается, не знает о существовании единых для всей России номеров вызова экстренных служб.

Против чего выступают экономические чиновники

Минкомсвязи предлагает включить в новые Правила положение о том, что оператор обязан «при изменении действующих тарифных планов, не менее чем за 10 дней до даты вступления изменений в силу, извещать абонентов, использующих данные тарифные
планы, коротким текстовым сообщением, содержащим информацию о дате вступления изменения в силу и порядке получения подробной информации об изменениях».

Минэкономразвития, ссылаясь на оценки, полученные в ходе публичных консультаций, заявляет, что в случае вступления данной нормы в силу каждый из сотовых операторов «большой тройки» будет ежемесячно рассылать более 40 млн SMS. Причем в них, как считает министерство, будет содержаться информация, не нужная большинству пользователей. В обоснование этого более чем странного заявления Минэкономразвития, со ссылкой на операторов, приводит мнение, что большинство изменений в тарифных планах делается в интересах абонентов и поэтому такие изменения не должны их беспокоить. Зато рассылка, по мнению министерства, сильно утяжелит жизнь сотовых операторов. Здесь оно ссылается на оценки неких субъектов «предпринимательской и иной деятельности», согласно которым стоимость рассылки SMS-уведомлений только одним оператором по всей его абонентской базе составит не менее 49 млн рублей. Еще 150 млн рублей единовременно придется потратить оператору на расширение штата сотрудников call-центров для обработки возросшего количества обращений абонентов в ответ на разосланные SMS, а  увеличение объема этой работы call-центров будет стоить оператору 600 млн рублей ежегодно.

Сколько понадобится «курьеров»

Чтобы понять истинное положение вещей с возможным введением SMS-уведомлений об изменении тарифных планов, «Маркер» изучил фактическое количество таких изменений у операторов «большой тройки» в Московском регионе. Оказалось, что за последние 12 месяцев у каждого из операторов отмечено в среднем 3,5 случая, когда менялись какие-то тарифные планы. При этом такая цифра получилась из-за МТС, у которого летом 2011 года происходила активная модификация тарифов. У «Билайна» за этот же период отмечены три изменения в отдельных тарифных планах, а у «МегаФона» — два. Следует подчеркнуть, что это не означает двух или трех изменений всех тарифных планов компании, а два или три случая внесения тех или иных изменений в некоторые тарифные планы.

Учитывая, что в Московском регионе у каждого из сотовых операторов по 9–13 млн активных абонентов и примерно по 20 действующих тарифных планов, изменение одного тарифного плана касается 400–600 тыс. человек в среднем. Хотя в некоторых случаях — когда речь шла об изменениях архивных тарифных планов, подключения на которые давно закрыты, — таких людей было существенно меньше,. Поэтому за прошедший год каждый оператор «большой тройки» должен бы бы разослать своим московским абонентам в среднем по 1,4–2 млн SMS. Если же экстраполировать эту закономерность на всю Россию, то количество SMS с извещениями об изменении тарифов должно реально составить 9–13 млн штук на одного сотового оператора в год. Эта цифра, во-первых, примерно в 40–50 раз меньше, чем 40 млн SMS в месяц, о которых говорит Минэкономразвития. А чтобы понять, что реальная цифра необходимых SMS-оповещений не представляет никакой катастрофы для операторов, достаточно вспомнить, что только за один час новогодней ночи один оператор «большой тройки» отправляет более 20 млн штук SMS, а за 10 дней новогодних каникул ― около 1 млрд. Поэтому 13 млн информационных SMS в год ― капля в море для оператора. Дополнительные расходы на это, конечно, понадобятся. Но они составят, если считать по реальному количеству необходимых SMS-сообщений с информацией об изменении тарифов, никак не 49 млн рублей, а не более 8–10 млн рублей, причем не на одну рассылку, а за целый год на все рассылки.

Почему расчеты не сходятся

Не вполне понятно, какие именно специалисты участвовали в публичных консультациях Минэкономразвития, однако в их процессе возникло непонимание ситуации как минимум по нескольким пунктам. Во-первых, участники консультаций посчитали, что все объявляемые операторами изменения цен относятся к категории изменений тарифных планов, что отнюдь не так. Дело в том, что в состав тарифных планов, параметры которых сообщаются абоненту при подключении, входит строго определенный перечень ценовых параметров: абонентская плата; стоимость входящих и исходящих звонков в зависимости от их направления, времени суток, объема и других условий; стоимость SMS; стоимость интернет-доступа; стоимость ряда дополнительных услуг. Ни тарифы на роуминг, ни цена различных специальных предложений или других опций в тарифные планы не включаются. Поэтому если разные изменения цен на не включенные в тарифные планы показатели действительно происходят часто и потребовали бы очень много SMS, то изменений цен, включенных в тарифные планы, очень мало и происходят они чрезвычайно редко ― значит и информационных SMS они потребуют не так много.

Представители сотовых операторов, кстати, это прекрасно понимают. Так, Анна Айбашева из «Билайна» подтвердила «Маркеру», что изменения показателей, содержащихся непосредственно в тарифных планах, происходят редко и носят единичный характер. В свою очередь, менеджер по связям с общественностью Столичного филиала ОАО «МегаФон» Павел Ларин говорит, что московский «МегаФон» регулярно предлагает своим абонентам различные опции к существующим тарифным планам. Подключая те или иные опции, абонент всегда может оптимизировать свои затраты на мобильную связь исходя из того, какие услуги им более востребованы — будь то звонки внутри сети или звонки абонентам других операторов, межгород или общение внутри своего региона, количество отправляемых SMS или объем интернет-трафика. Что касается непосредственно изменений условий существующих тарифных планов, в компании «МегаФон» такие практики применяются крайне редко.

Зато этого явно не поняли в Минэкономразвития, как следует из выступления его представителя на совещании в Минкомсвязи по обсуждению проекта новых Правил: он все больше говорил о том, что в законодательстве нет понятия «тарифный план», поэтому не понятно, об изменении чего нужно информировать абонента. Странно только, что Минэкономразвития уже два десятка лет позволяет сотовым операторам осуществлять заключение возмездных договоров на оказание услуг и обслуживание абонентов с использованием не существующего в законодательстве понятия. Хотя, конечно, никакой загадки в этом понятии нет, просто нужно потрудиться и ознакомиться с тем, что на практике подразумевается под тарифными планами.

Кстати, это не единственное, что оказалось не понятным для Минэкономразвития в проекте новых Правил. Говоря о пункте, согласно которому «вызов экстренных оперативных обеспечивается оператором каждому абоненту бесплатно и круглосуточно посредством набора номера, единого на всей территории РФ для каждой оперативной службы», министерство ничтоже сумняшеся заявило, что оно ― Минэкономразвития ― не располагает достаточной информацией, чтобы поддержать или опровергнуть утверждение «субъектов предпринимательской и иной деятельности» о том, что «не существует единых на всей территории РФ номеров соответствующих служб». Получается, что ни Минэкномразвития, ни этим «субъектам» не известны номера телефонов «01», «02», «03», «04»! Интересно было бы узнать, по каким номерам вызывают пожарных, милицию и скорую помощь там, где сотрудники этих уважаемых структур живут. Хотя, если серьезно, здесь мы опять видим простое непонимание предмета, который обсуждается в заключении Минэкномразвития. Дело здесь не в том, что в России нет единых телефонных номеров вызова экстренных служб, а в том, что у разных сотовых операторов разный порядок их набора: у кого-то из них можно просто набрать «03», у кого-то нужно набирать «003», а у кого-то — «103». Но это вопрос не номеров экстренных служб, в настроек сети оператора ― вот на унификацию этого формата и направлено требование проекта новых Правил. Однако такая унификация потребует от операторов расходов на перенастройки, что, очевидно, и послужило настоящей причиной возражений «субъектов деятельности».

Дождутся ли абоненты оповещений

Несмотря на явное недопонимание Минэкономразвития существа и масштабов вопроса об SMS-информировании абонентов в случае смены параметров их тарифных планов, министерство заявило, что поддержит новый проект Правил оказания подвижной связи только в том случае, если его замечание будет устранено.

И, похоже, Минкомсвязи, готово пойти на некоторую модификацию положения об SMS-информировании. В этом ведомстве сообщили «Маркеру», что планируются изменения соответствующего пункта проекта Правил в части наделения операторов возможностью извещать абонентов об изменении тарифов не только с помощью SMS, но и иными способами. Как ранее сообщал «Маркер», доработанный проект Правил планируется представить на утверждение в правительство РФ после 1 марта.

Справедливости ради нужно сказать, что сотовые операторы и сейчас используют различные каналы оповещения абонентов об изменении тарифных планов: это делается через интернет-сайты операторов, средства массовой информации и другими способами. Однако следует признать и то, что вряд ли каждый из десятком миллионов абонентов хотя бы раз в месяц смотрит на сайт оператора настолько внимательно, чтобы увидеть, если в его тарифном плане что-то изменилось. А SMS-оповещение создало бы прямой и при этом адресный канал информирования абонентов.

Источник: Маркер

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru