В смете на размещение рекламы были замечены высокие цены
Провести полную проверку сметы
On-line Buying Check
20 Января 2012
Платежные системы размножатся по закону
К концу года от 50 до 70 организаций в России могут зарегистрироваться в качестве платежных систем по правилам, предусмотренным законом «О национальной платежной системе» (НПС). Такую экспертную оценку представил Центробанк (ЦБ), на который возложена роль регулятора данной деятельности

— Семьдесят — это оптимальное количество, — заявила заместитель директора департамента регулирования расчетов Центробанка Алма Обаева. — Ровно такое число Центробанк может окучить без привлечения дополнительных ресурсов, в том числе человеческих.

Зарегистрироваться в новом статусе, как сообщила Обаева, могут все желающие начиная с 1 июля 2012 года. Но созданием платежной системы, в полном смысле этого слова, будут заниматься те, кто соответствует требованиям, которые сейчас внутри ЦБ проходят процедуру согласования. По словам представителя регулятора, порогом отсечения может быть, в частности, оборот в несколько десятков миллионов рублей в квартал.

По оценкам Банка России, всем условиям сейчас соответствует примерно 60 организаций, которые изъявили предварительное желание зарегистрироваться в качестве платежных систем. Это все операторы карточных расчетов (Visa, MasterCard, «Золотая корона», American Express и «Универсальная электронная карта»), 28 операторов денежных переводов и примерно 30 банков, имеющих у себя корреспондентские счета других банков (закон о НПС обязывает их получить статус платежной системы при условии, что они будут соответствовать требованиям ЦБ, которые на данный момент формулируются).

Захотят ли все кредитные организации зарегистрироваться в качестве платежных систем — большой вопрос. Их создание займет долгое время, и многие банки пребывают сейчас в большой задумчивости, стоит ли втягиваться в процесс. Впрочем, до 1 июля есть время и подумать. Как рассказала Алма Обаева, некоторые кредитные организации могут, к примеру, просто закрыть корсчета других банков.

Но уже сейчас понятно, что существующим де-факто платежным системам процесса регистрации не избежать. И тут могут возникнуть серьезные проблемы.

В частности, представители ЦБ трудятся над документом, который установит порядок раскрытия информации платежными системами. Как рассказали специалисты Банка России, нужно, в частности, предусмотреть механизм, чтобы тарифы были в свободном доступе. Пока их размер и порядок формирования относятся к коммерческой тайне. Но через полгода вступает в силу положение закона о НПС, согласно которому правила платежной системы, включая тарифы, являются публично доступными. Правда, законодателям и ЦБ перед тем, как требовать от участников рынка раскрытия информации, надо еще расшифровать целый спектр положений.

— Ряд норм принятого в России закона, в частности, тема тарифов, для их исполнения требует уточнений и разработки подзаконных актов. В этой деятельности принимает участие Национальный платежный совет, учрежденный ведущими платежными системами России. Уже состоялось несколько встреч рабочей группы в ЦБ по этому поводу, — сообщил директор MasterCard по взаимодействию с органами государственной власти в СНГ, Центральной и Восточной Европе Алексей Малиновский.

А председатель совета директоров платежной системы «Золотая Корона» Николай Смирнов отметил, что термин «тарифы» упоминается в законе об НПС лишь один раз — в 20-й статье.

— В остальном тексте закона используются сочетания «размер оплаты услуг» или «порядок оплаты услуг». Таким образом, в законе не определено, какое содержание вкладывается в понятие «тарифы». Поэтому крайне важно, чтобы была выработана адекватная рыночным практикам трактовка содержания этого термина, — сказал Смирнов.

Важно также понимать, какие основные цели преследует данная норма закона. Участники рынка уже предвидят сложности.

— Оказание платежных услуг конечным потребителям строится на базе сложного технологического и организационного взаимодействия большого числа различных компаний. Очевидно, что все это базируется на экономической заинтересованности каждого участника. И здесь необходимо найти какой-то сбалансированный подход к публичности тарифов, — продолжает глава «Золотой короны».

Но дело в том, что с выходом закона появляются требования к описанию структуры платежных систем в новой логике. Эти требования, возможно, будут касаться и описания расценок.

— Не совсем ясно, к примеру, нужно ли будет оператору платежной системы публиковать тарифы и условия работы не только с операторами по переводу денежных средств (ими выступают банки), но и, например, с операторами услуг платежной инфраструктуры (операционный, клиринговый и расчетный центры), а также расценки в рамках взаимодействия с другими платежными системами, — рассуждает Смирнов.

По его мнению, с одной стороны, процедура может превратиться в формальность, если придется публиковать огромные тома информации, содержащие все нюансы учета разнообразных условий, влияющих в конечном итоге на стоимость участия в платежной системе или оказания (получения) какого-либо вида услуг. А с другой, надо действительно дать потенциальным компаниям — участникам представление о структуре платежей и порядке доходов и расходов, а конечным потребителям — ясное понимание стоимости. В этом смысле, крайне важно ввести единую методологию публичного представления тарифов, чтобы избежать возможных спекуляций и ошибочных интерпретаций.

При этом, отмечают представители платежных систем, технических сложностей с публикацией расценок для клиентов и партнеров возникнуть не должно. Возможности современных интернет-сайтов позволяют расписать любую схему.

— Хотя, конечно, крайне важно найти правильную, необходимую и достаточную форму публичного представления тарифов, — комментирует Смирнов. — Наверное, если бы в продуктовом магазине вместо конечной цены хлеба нам вывешивали длинное полотно с данными о себестоимости каждой операции по его изготовлению и доставке, процентами прибыли всех участников процесса, а также изменения цены в зависимости от того, покупаем ли мы целый батон или какую-то его часть, с предложением самостоятельно все это суммировать — нам бы такой подход не очень понравился.

Что касается подходов самих платежных систем к своим клиентам и партнерам, то, как сообщил Смирнов, в «Золотой короне» ставки унифицированы в рамках каждого сервиса. Существуют и стандартизованные правила понижающих коэффициентов в зависимости от статуса и объема бизнеса участников. В пресс-службе Visa утверждают, что тарифы платежной системы едины для всех банков — ее клиентов (в MasterCard информацию по данному вопросу не предоставили). По информации депутата Госдумы, президента Ассоциации региональных банков России (АРБР) Анатолия Аксакова, это так и есть.

— Насколько мне известно, стоимость услуг международных платежных систем для кредитных организаций одинаковая, — сообщил Аксаков.

То, каким образом формируются тарифы, остается за кадром. На взгляд Аксакова, необходимо провести исследование методики ценообразования. Притом надо сравнить ставки на международном уровне, чтобы в России они не оказались выше, чем в других странах.

Источник: Известия




Можно обсудить этот материал или почитать другие новости.
Новости
апрель 2019
Каталог 7889 компаний
Редкая маркаRealWebSapientNitro
Расширенный поиск
Cпецпроекты, нестандартная реклама Кейсы Каталог проектов The WIT
Самый большой каталог ООН в России
рекламные щиты 3x6
Москва и регионы
адреса, фото и цены
160 000 поверхностей
Поиск
Эккаунты 3567 компаний
Найти
архив с 2002 по 2012 год доступен в Data Center