Долги с абонентов МТС соберут норвежцы
Оператор связи продает задолженность «плохих» клиентов коллекторскому агентству Lindorff
Абоненты МТС, которые не платят по счетам, переходят под крыло норвежского коллекторского агентства Lindorff. По информации сразу нескольких источников «Известий», именно с этой компанией оператор связи заключает первый в истории отечественного сотового рынка договор цессии, то есть передачи прав требования по дебиторке.
В сентябре МТС официально объявила тендер по продаже долгов, но впоследствии убрала эту информацию со своего сайта. По данным «Известий», тендер все-таки состоялся. Его победителем стала норвежская Lindorff, которая в России сделала ставку на рынок телекоммуникаций.
Проект пилотный. До сих пор ни один оператор связи долги своих абонентов коллекторам не продавал. МТС и Lindorff от официальных комментариев по этому поводу отказались, ссылаясь на соглашение о конфиденциальности. Но источник, знакомый с деталями, рассказал, что сделку предполагается закрыть в декабре. В результате Lindorff станет полноправным кредитором 600 тыс. клиентов МТС, купив портфель просроченной задолженности объемом 900 млн рублей.
— Продажа дебиторской задолженности — обычная практика на международном рынке, подобный формат работы используют, например, российские банки. Это заключительный этап работы с дебиторской задолженностью, то есть предварительно компания провела всю работу по взысканию, уведомлению абонентов о задолженности через SMS, письма, в том числе и с привлечением внешних коллекторских агентств, — комментировала ранее «Известиям» пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко. — С должниками уже расторгнуты договоры, так как данные долги возникли более года назад.
По данным аналитика по телекоммуникациям, медиа и IT ФК «Открытие Капитал» Александра Венграновича, чаще всего долги абонентов МТС образуются у пользователей роуминга.
— Большая часть тарифов этой сотовой компании основана на предоплате. Как только средства на депозите у абонента заканчиваются, оператор обычно блокирует номер. Исключение составляют клиенты, находящиеся за границей. Перед тем, как их отключат, они могут на сутки «залезть в минус», возможно, сами того не зная. В итоге человек получает большой счет, за который он платить не хочет, и выкидывает SIM-карту, — рассказывает Александр Венгранович.
Он считает, что для МТС сделка по продаже долгов коллекторам сыграет положительную роль.
— Взыскание долгов — непрофильная деятельность для оператора связи. Обращение в суд является долгим, сложным и дорогим делом, поэтому МТС интереснее работать с коллекторами, — полагает Александр Венгранович.
Участники коллекторского рынка, правда, сомневаются, что агентство Lindorff совершило выгодную сделку. Средняя сумма неплатежа МТС в проблемном портфеле составляет всего 1,5 тыс. рублей, тогда как просроченная задолженность по банковскому кредиту, с которыми традиционно работают сборщики долгов, — 30 тыс. Коллекторы давно работают с долгами сотовых операторов как агенты, то есть собирают деньги не для себя, а в пользу заказчика. По их опыту, с задолженностью, поступившей от телекоммуникационных компаний, возни много, а доходы небольшие.
— Мы тестируем телекоммуникационный сектор, но пока туда не торопимся, поскольку стратегия работы на нем существенно отличается от банковской, — говорит председатель совета директоров компании «Руссколлектор» Илья Фомин. — Но у Lindorff, вероятно, есть опыт взыскания дебиторской задолженности сотовых операторов в европейских странах, поэтому у компании имеется понимание, насколько эффективно можно работать на этом рынке.
По мнению Александра Венграновича, на имидже бренда МТС сделка с Lindorff негативно не отразится, даже если коллекторы будут вести себя с должниками не очень корректно.
— Ведущие операторы связи намерены фокусироваться на работе со своей абонентской базой, на повышении лояльности благонадежных абонентов с большим средним ежемесячным чеком. Мнение неблагонадежных им уже не важно, — уверяет аналитик ФК «Открытие Капитал».
На его взгляд, продажа долгов коллекторам — логичный шаг и для двух других операторов «большой тройки». Но те не спешат следовать примеру конкурента.
— Мы внимательно следим за рынком коллекторских услуг. Однако сейчас вопрос о продаже коллекторам задолженности абонентов «МегаФона» не рассматриваем, — сообщила пресс-секретарь «МегаФона» Юлия Дорохина.
В компании «ВымпелКом» (бренд «Билайн») пока придерживаются аналогичной позиции.
Источник: Известия