Москва снова выиграла в споре с перетяжками
Радость владельцев транспарантов-перетяжек оказалась преждевременной. На прошлой неделе арбитражный суд Москвы признал недействительным инициированное столичным департаментом СМИ и рекламы расторжение договоров с операторами. Однако, как выяснилось из полного текста решения суда, чиновникам и не надо было расторгать договоры — они автоматически утратили силу, после того как правительство Москвы своим июльским постановлением полностью запретило перетяжки как рекламный формат
Владельцы перетяжек судятся со столичным департаментом СМИ и рекламы с августа. Причиной стало постановление правительства Москвы N319-ПП от 19 июля 2011 года, которое запретило в городе этот рекламоноситель. Руководствуясь постановлением, в августе департамент аннулировал ранее выданные разрешения на установку и эксплуатацию перетяжек и в одностороннем порядке расторг договоры с их владельцами.
Входящее в группу CityText ООО "Юпон" (на момент выхода постановления владело 230 перетяжками) пыталось в суде доказать, что введенный московскими властями запрет противоречит федеральному закону "О рекламе", который перетяжки разрешает. 28 октября иск "Юпона" был отклонен. Суд решил, что размещать рекламу на перетяжках можно, а вот сами эти конструкции — нельзя (см. "Ъ" от 8 ноября).
Параллельно владельцы перетяжек подали 13 исков к департаменту СМИ и рекламы, требуя признать незаконными аннуляцию разрешений и расторжение договоров. 14 ноября арбитражный суд Москвы, рассмотрев иск ООО "Домино-С" (владело 125 перетяжками), признал одностороннее расторжение договоров недействительным. В суде истец настаивал на том, что постановление N319-ПП не имеет обратной силы и введенный им запрет не распространяется на ранее заключенные договоры. Операторы "наружки" расценили решение суда по иску "Домино-С" как свою неожиданную победу.
В действительности владельцы перетяжек проиграли, следует из опубликованного полного текста решения суда. В связи с принятием постановления N319-ПП размещение перетяжек в Москве стало незаконным, констатировал суд и далее сослался на ч. 1 ст. 417 ГК РФ. Она гласит: "Если в результате издания нормативно-правового акта исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, это обязательство прекращается полностью или в соответствующей части". Таким образом, после того, как постановление N319-ПП вступило в силу, обязательства сторон по долгосрочным договорам на установку перетяжек "являются прекращенными". Поэтому оснований для расторжения договоров со стороны департамента не имелось — "обязательственные отношения между департаментом и истцом уже отсутствовали".
Ранее, когда была известна только резолютивная часть решения суда, департамент СМИ и рекламы, по словам его пресс-секретаря Владимира Яковлева, готовился подать апелляционную жалобу. Теперь такой надобности нет, признает господин Яковлев. В "Домино-С" сообщили, что, прежде чем обращаться в апелляционную инстанцию, попросят арбитражный суд Москвы разъяснить данное решение.
Всего в Москве на момент выхода постановления N319-ПП на законных основаниях размещалось более 1,9 тыс. перетяжек. По оценкам исследовательской компании "ЭСПАР-Аналитик", выручка их владельцев в 2010 году составила примерно 1,9 млрд руб., что составляет около 11% всех затрат на наружную рекламу в столице.
В других исках к департаменту суд поддерживает ответчика. Уже отклонены иски входящих в группу News Outdoor ОАО "Мосгорреклама", ЗАО "Рекламная фирма "Столица-М"" и ООО "Единый город-1". Эти компании, совместно владевшие более 1 тыс. перетяжек, просили признать аннуляцию разрешений недействительной.
Источник: Коммерсантъ