Чиновники хотят денег со стоек с ценой топлива при въезде на АЗС
Щиты с информацией о ценах на бензин на АЗС могут быть признаны рекламными конструкциями. Это значит, что владельцы автозаправок должны будут выплачивать за них дополнительную арендную плату в местные бюджеты
На прошлой неделе тройка судей Высшего арбитражного суда приняла решение рассмотреть иск ООО «Розничная сеть АЗС «Салават» к управлению по наружной рекламе, информации и оформлению мэрии Ижевска. Главный вопрос, на который должен ответить суд: являются ли щиты с информацией о стоимости бензина рекламой.
Как говорится в материалах дела, ижевские власти посчитали щиты, установленные на заправках сети «Салават», незаконно установленными. Конструкции представляли собой стелы с информацией о видах топлива и цене на него, а также содержали логотип общества, надпись «Евро-4» и слоган «Сделано в Башкирии». Мэрия посчитала, что такая информация содержит в себе рекламу, и распорядилась демонтировать установки.
В мае 2010 года сеть АЗС оспорила это предписание в суде и проиграла. С точки зрения судей, такие щиты являются рекламными конструкциями, потому что информация на них носит комплексный характер. С одной стороны, она извещает о местонахождении АЗС, а с другой — привлекает внимание неопределенного круга лиц к товарам общества, подчеркивая их преимущество по сравнению с топливом иных стандартов, реализуемых другими участниками рынка.
Значит, такие конструкции подчиняются правилам, установленным законом «О рекламе». То есть на их установку должны быть выданы разрешения местных властей, а также заключен соответствующий договор. Так как такие разрешения компанией получены не были, это свидетельствовало о самовольной установке рекламных конструкций.
Компания неоднократно пыталась оспорить решение первой инстанции в вышестоящих, но безуспешно, после чего обратилась в ВАС. В своем иске она ссылается на то, что ее заставляют демонтировать конструкции, являющиеся недвижимым имуществом, право собственности на которое принадлежит другому лицу. Коллегия судей, передавшая дело на рассмотрение президиума ВАС в порядке надзора, пришла к выводу, что в данном вопросе существует неопределенность как в законе, так и на уровне судебной практики.
Невозможно себе представить, чтобы АЗС не размещали информацию о себе вдоль дорог на заметных издалека щитах, также сложно себе представить, чтобы эти щиты содержали информацию только о названии и часах работы АЗС без указания сведений о видах топлива и цене на него, комментирует старший юрисконсульт «ФБК-Право» Анна Грищенкова.
«Непонятно, с какого момента информация об АЗС перестает быть просто вывеской и становится рекламой: с момента добавления цен на бензин или с добавления фразы «Сделано в Башкирии», — рассуждает она. Юрист отмечает, что если такие щиты будут признаны рекламой, то владельцы АЗС должны будут понести дополнительные расходы по плате за использование щитов.
Комплексный характер информации на таких стелах сам по себе не означает, что размещение подобных сведений АЗС является рекламой, говорит юрист Vegas Lex Мария Борзова. Она напоминает, что при въезде на территорию АЗС по закону требуется только установка щита с информацией о мерах пожарной безопасности. Кроме того, необходимо информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов с условием, что их может прочитать каждый въезжающий на территорию АЗС.
В связи с этим перед судьями ВАС стоит непростая задача по оценке и обобщению аргументации нижестоящих судов по вопросу признания сведений, указанных на стелах и щитах АЗС, рекламой, прогнозирует юрист. По словам г-жи Борзовой, сложность этой задачи не только в том, что нужно дать разъяснения с позиций норм права, но и обосновать позицию существующего регулирования.
Как пояснили РБК daily в нескольких российских ВИНК, на сегодняшний день никаких дополнительных разрешений на размещение рекламы на своих АЗС компании не получают, ограничиваясь регистрацией бренда, получением необходимых разрешений и арендой земли.
Источник: РБК Daily