ФАС припомнила Юрию Лужкову молоко
Федеральная антимонопольная служба не исключает, что правительство Москвы в 2009 году незаконно продвигало продукцию компании «Мосмедыньагропром», которую Life News назвало «усадьбой Лужкова»
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении правительства Москвы и ОАО «Московско-Медынское агропромышленное предприятие» («Мосмедыньагропром») по признакам нарушения ст. 16 закона «О защите конкуренции», устанавливающей запрет на ограничивающее конкуренцию соглашение органа власти и хозяйствующего субъекта. Сообщение об этом опубликовано на сайте службы. Основанием послужили публикации в СМИ в 2009 году о том, что город заставляет продуктовых ритейлеров брать на реализацию продукцию «Мосмедыньагропрома», в частности молоко «Большая перемена».
ОАО «Мосмедыньагропром» создано в 2000 году на базе нескольких сельхозпредприятий в Калужской области. Владеет более чем 12 тыс. га земли, молочным заводом (бренд «Большая перемена»), стадом племенного скота, коттеджным поселком и др. Выручка в 2009 году — 573 млн руб., чистая прибыль — 0,94 млн руб.
Правительству Москвы с 2000 года принадлежит 99,99% «Мосмедыньагропрома», которое интернет-издание Life News назвало «усадьбой Лужкова». «Нам нравится сотрудничать с Юрием Михайловичем (Лужковым.— “Ъ”), и вообще он для меня уже давно друг, а не просто дачник»,— говорил в 2006 году в интервью «Ведомостям» губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. По данным «Ведомостей», московские власти вложили в предприятие 4,5 млрд руб., а в конце августа, за месяц до увольнения, Юрий Лужков подписал распоряжение о выкупе допэмиссии «Мосмедыньагропрома» на 256,6 млн руб.
Завод «Мосмедыньагропрома» может выпускать до 110 тонн молока в день (крупнейший в Москве Лианозовский комбинат, принадлежащий «Вимм-Билль-Данну»,— 1300 тонн), вначале московские власти собирались распространять его продукцию только в московских школах и детских садах, писал Slon.ru в июне 2009 года. Но весной того же года город потребовал от столичных сетей взять на реализацию калужское молоко — соответствующие факсы рассылал департамент потребительского рынка и услуг. «Большая перемена» появилась на прилавках «Седьмого континента», АБК, Auchan, Metro, «Утконоса», «Карусели», «Дикси», «Копейки» и других магазинов.
Об этом управляющий партнер группы Management Development Group Inc. и сетей «Гастрономчик» и «Марка» Дмитрий Потапенко рассказывал агентству Infox. По его словам, «Мосмедыньагропром» выпускал «не самую дешевую продукцию»: цена литрового пакета молока для конечного покупателя составляла около 40 руб. Управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев говорил агентству, что текст рассылаемых городом писем носил протекционистский характер.
Как выяснила в ходе проверки ФАС, на совещаниях в правительстве Москвы действительно неоднократно обсуждались мероприятия по обеспечению сбыта продукции «Мосмедыньагропрома» через торговые сети, аккредитованные социальные магазины и объекты мелкорозничной сети города. Антимонопольная служба также подтвердила, что с февраля по май 2009 года ритейлеры получали от департамента потребительского рынка и услуг письма с предложением приобретать продукцию «Мосмедыньагропрома».
Источник: Коммерсантъ