27 Декабря 2010 | 11:00

"Видео Интернешнл" заставили уступить часть рынка

Группу "Видео Интернешнл" (ВИ) с января нужно будет называть уже не крупнейшим продавцом телерекламы в стране, а "ведущим консультантом" этого рынка. Весь год ВИ готовилась к тому, что ее рыночная доля согласно поправкам в закон "О рекламе" сократится с 71% до 35%

Картинка "Видео Интернешнл" заставили уступить часть рынка

Атака на "Видео Интернешнл" была стремительной. Подписанный депутатами-единороссами Ириной Яровой и Сергеем Неверовым законопроект "О внесении изменений в ст. 14, 33 и 36 ФЗ "О рекламе"" был внесен в Госдуму 11 декабря 2009 года. Ровно через неделю поправки были приняты сразу в трех чтениях, 25 декабря одобрены Советом федерации, через два дня подписаны Дмитрием Медведевым и 29 декабря вступили в силу. Наказана ВИ была за то, что той осенью согласилась взять на обслуживание с 2010 года к уже 11 имеющимся каналам еще два — входящие в "Национальную Медиа Группу" РЕН и "Пятый".

Но, как показал этот год, поправки, в соответствии с которыми доля ВИ должна сократиться вдвое, обернулись головной болью, прежде всего, для Федеральной антимонопольной службы (ФАС), отвечающей за соблюдение рекламного законодательства. Принятый в спешном порядке закон не мог не преподнести сюрпризы. Так, поправки распространяются только на федеральные каналы, которые были определены как "организация, осуществляющая эфирное вещание на территории более пяти субъектов РФ". Чтобы выявить такие каналы, ФАС обратилась в Роскомнадзор. Тот предоставил списки компаний, имеющих лицензии на вещание в пяти и более регионах, и тут выяснилось, что вещающие практически по всей стране ТНТ и РЕН под определение "федеральный телеканал" не подпадают. Просто эти телесети по своей структуре являются группой, где лицензии оформлены на разные компании, а не на одно юридическое лицо, то есть прописанную в законе "организацию". Тем не менее ФАС все-таки включила ТНТ и РЕН в список федеральных каналов, хотя некоторые юристы и усомнились в правомерности такого решения. Только со второй попытки ФАС смогла корректно подсчитать и доли федеральных каналов за последние два года, как того требует закон. Отличился все тот же РЕН: шестому по популярности каналу в стране первоначально были засчитаны ничтожные 0,06%, после пересчета доля возросла уже до 4,5%.

К этому времени уже стало понятно, что ВИ сможет продолжить в 2011 году сотрудничество, пусть и в слегка измененной форме, со всеми своими каналами. Весной, отвечая на запрос "Ъ", ФАС признала, что поправки не запрещают группе оказывать консультационные услуги всем желающим. ВИ в 2011 году продолжит сотрудничество со своим ключевым клиентом — "Первым каналом", а также с "Национальной Медиа Группой", холдингами "ПрофМедиа" (ТВ3, MTV, 2x2) и ЮТВ ("Муз ТВ" и 7ТВ) и будет занимать всего 34,27%. Два других крупных клиента ВИ — холдинги "СТС Медиа" (СТС, "Домашний" и ДТВ; 19,92%) и ВГТРК ("Россия 1", "Россия 2"; 16,79%) — к концу года создали собственные службы продаж, заключив с ВИ договор на использование программного обеспечения группы и ее аналитических отчетов.

При этом, как выяснилось из договора ВИ с "СТС Медиа", годовое вознаграждение консультанта будет зависеть не от исправности предоставленного софта и точности прогнозов, а от всей рекламной выручки холдинга. Если ее прирост будет меньше среднерыночного, "СТС Медиа" имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор или снизить вознаграждение ВИ. ФАС в новом договоре нарушений рекламного законодательства не нашла.

Ничего предосудительного служба не увидела и в том, что "СТС Медиа" и ВГТРК обсуждают с рекламодателями сделки на 2011 год при непосредственном участии ВИ. По крайней мере, это следовало из письменного ответа на очередной запрос "Ъ". В самой ВИ поясняли, что группа выполняет свою обычную работу в рамках действующих пока контрактов. Впрочем, руководитель ФАС Игорь Артемьев на встрече с журналистами в минувшую пятницу признал, что, по его мнению, такие действия все-таки неправомерны. Директор по корпоративным коммуникациям Антон Чаркин на прошлой неделе затруднился уточнить уже распроданный объем рекламы как на каналах, которые группа продолжит обслуживать в 2011-м, так и на тех, которые она в дальнейшем будет лишь консультировать. По его словам, многие рекламодатели еще окончательно не согласовали условия своего размещения.

То, что поправки в закон "О рекламе" минимально затронули бизнес ВИ, пожалуй, напрямую связано со сменой собственников группы. В апреле стало известно, что ВИ покупают структуры банка "Россия" Юрия Ковальчука, контролирующего в том числе и "Национальную Медиа Группу". Сделка была закрыта в июне. Новыми акционерами головного ЗАО "Группа компаний "Видео Интернешнл"" вместо основателей группы стали аффилированные с банком ООО "Инвестиционная компания "Аброс"", ОАО СОГАЗ, ЗАО "Лидер", а также одни из учредителей банка — ОАО "Сургутнефтегаз" и ЗАО "Севергрупп" Алексея Мордашова. Тем самым ВИ получила мощную политическую поддержку, объясняют смысл сделки участники рынка.

Несмотря на то что СОГАЗ и "Сургутнефтегаз" официально признали в своей отчетности, что владеют по 15% ВИ, сама группа о смене владельцев до сих пор не объявила даже собственному персоналу. "Просто ВИ непубличная компания,— объясняет господин Чаркин.— Но все сотрудники в курсе, что у компании сменились собственники".

ЗА 100% ВИ было заплачено около $300 млн, что является адекватной оценкой сервисной компании, рассказывали собеседники "Ъ". СОГАЗ вместе с банком "Россия" осуществил вложения в акции, которые составили 7% консолидированного инвестиционного портфеля страховщика на конец первого полугодия 2010 года, обратило внимание в минувшем ноябре агентство Fitch Ratings. В СОГАЗе признали, что речь идет о покупке 15% ВИ. Из опубликованных бухгалтерских балансов страховщика за первый квартал и первое полугодие следует, что в апреле—июне его финансовые вложения в акции других организаций составили 1,28 млрд руб. Если предположить, что это и есть покупка 15% ВИ, то вся группа была оценена в 8,53 млрд руб., или примерно $285 млн. "Мы хотели бы воздержаться от комментариев по поводу покупки пакета ВИ и его стоимости",— заявил "Ъ" представитель СОГАЗа Павел Прытков.

Источник: Коммерсантъ

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.