26 Ноября 2010 | 08:00

Навальный напугал крупные компании

Крупные компании одна за другой предлагают ограничить права миноритариев. Этому мешает действующий закон, и корпорации пытаются его «поправить»: «Норникель» и ВТБ апеллируют к законодателям, а «Роснефть» дошла до Конституционного суда

Картинка Навальный напугал крупные компании

"Мы предлагаем внести в сферу информационной открытости акционера-эмитента ряд разумных ограничений: упорядочить сроки и порядок предоставления информации, ее объем", — заявил вчера первый зампред правления ВТБ Василий Титов в Госдуме. В 2007 г. ВТБ провел IPO, и сейчас среди его акционеров десятки тысяч россиян, а по закону об АО владелец даже одной акции вправе просить у акционерного общества сведения о его деятельности. «Объем этих сведений может достигать миллионов страниц», — цитирует Титова «Интерфакс», а запрошенная информация иногда используется «в собственных целях, для пиара, для публикаций, к сожалению, не в пользу акционерному обществу».

Эту позицию разделает и президент «Норильского никеля» Андрей Клишас: накануне он направил в Ассоциацию юристов России и Национальный совет по корпоративному управлению предложения по изменению законодательства, одно из них — ограничение права миноритариев на получение «практически полной информации о деятельности крупных публичных компаний». Аргументация похожая: это право часто используется «исключительно с целью последующего раскрытия информации в своих коммерческих целях». «Роснефть» и вовсе оспаривает конституционность положения закона об АО, обязывающего компанию обеспечить акционерам доступ к документам, в том числе к протоколам собраний акционеров и совета директоров.

Клишас уверяет, что компании не договаривались выступать единым фронтом против миноритариев, но для многих очевидно, что процедуры корпоративного управления часто используются не в тех целях, для которых созданы. Например, конкуренты могут купить одну акцию и запрашивать решения органов управления, что может навредить компании. Его предложение — установить «процентный порог владения акциями для лиц, которые вправе требовать от общества соответствующих сведений и документов». Объем информации должен быть сопоставим с объемом прав, которыми обладает акционер, считает Клишас. Его не смущает, что для получения важной информации уже установлены процентные пороги в 1 и 25% уставного капитала.

Позиция ВТБ не столь радикальна: банк изучает возможность вынесения на рассмотрение законодательных органов поправок, касающихся порядка предоставления информации и ответственности за ее использование, уточнил представитель ВТБ, добавив, что «часть миноритариев очевидно злоупотребляет правами по использованию полученной информации».

Скорее всего речь идет о юристе Алексее Навальном, который владеет акциями ВТБ, «Роснефти», «Транснефти», Сбербанка и других компаний, запрашивает у них информацию и затем раскрывает ее на своем сайте. Связаться с Навальным «Ведомостям» вчера не удалось.

Ассоциация по защите прав инвесторов выпустила заявление о том, что права на получение копий протоколов общих собраний, советов директоров и проч. должны быть у любого миноритария: «Если компания желает привлекать средства с фондового рынка, она должна быть готова брать на себя определенные обязательства, в том числе по информационной прозрачности». А руководитель ФСФР Владимир Миловидов уверен, что и процентных порогов быть не должно: «Если акционерам необходима дополнительная информация, у всех у них должны быть равные права по ее получению вне зависимости от пакета». Однако, по его мнению, акционеры должны мотивировать и обосновывать свой интерес к информации и не должны злоупотреблять своими правами — не заниматься корпоративным шантажом и подобными действиями.

Стремление корпораций ограничить права миноритариев — плохой сигнал для инвесторов, российских и иностранных, рассуждает управляющий директор Института корпоративного права и управления и бывший председатель ФКЦБ Дмитрий Васильев. Это не лучшая идея накануне объявленной правительством приватизации — такие заявления влияют на имидж России, добавляет он.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.