Аптекам запретили иметь меньше 60 лекарств
Минздравсоцразвития утвердило новый минимальный ассортимент лекарств, которые обязательно должны быть в любой аптеке. В результате количество «обязательных» лекарств уменьшилось более чем в 2,5 раза, всего до 60 позиций
Документ, опубликованный Минздравсоцразвития 13 сентября, свидетельствует, что ведомство пошло навстречу аптечному бизнесу, считают эксперты. Профессиональные объединения аптечных ритейлеров еще на стадии обсуждения нового закона «Об обороте лекарственных средств» требовали сократить минимальный ассортимент, чтобы избавить аптечный бизнес от непопулярных препаратов, которые, занимая место ходовых лекарств, снижали прибыль аптек.
Минимальный ассортимент
Однако уменьшение обязательного ассортимента в аптеках может привести к обеднению аптечных полок. Хотя в Минздравсоцразвития считают, что этого не должно произойти.
Еще на стадии формирования перечня директор департамента развития фармрынка Минздравсоцразвития Диана Михайлова объясняла, что в новый вариант минимального ассортимента решено включить эффективные и безопасные препараты, которыми люди могут лечиться самостоятельно, кроме них, „в интересах льготников, в списке сохранены 45 наименований из перечня дополнительного лекарственного обеспечения“.
Исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина заметила GZT.RU, что аптечный минимум нужно было давно пересматривать, поскольку «в него входили некоторые устаревшие препараты и те, у которых истек срок регистрации».
Теперь в списке нет психотропных, наркотических препаратов и растворов для инъекций. Наркотические обезболивающие положено продавать в специализированных аптеках «с дополнительной защитой», а растворы оптовики будут привозить в больничные стационары.
«Активированный уголь в капсулах» — выбор чиновников
«Конечно, обязательный минимальный перечень для аптек нужен, но его резкое уменьшение, что также несомненно — на руку только аптекарям», — сказал GZT.RU президент Общества специалистов доказательной медицины профессор Василий Власов.
«Перечень по-прежнему составляется без обсуждения с общественностью, это может свидетельствовать о коррумпированности чиновников, иначе нельзя объяснить наличие в нем арбидола, когацела или ингавирина. Да и углю активированному в нем нечего делать, — а он там представлен не только в таблетках, но еще и в капсулах. Его в таком виде выпускает только 2 производителя, один в РФ, другой в Испании. Никаких нет доказательств того, что в капсулах уголь лучше, но зато он стоит отечественный — 80 рублей, а испанский — 198 рублей, и ведомство так заботливо „по какой-то причине“ включает препарат в обязательные», — подчеркнул профессор Власов.
Он напомнил, что недавно Минздравсоцразвития озаботилось наличием наркотических обезболивающих препаратов в аптеках, но проблема доступности этих лекарств для больных так и не решена. «Работники аптек работать с наркотиками не хотят, это затратно, хлопотно, много отчетности, зато хотят иметь максимально короткий список обязательного ассортимента, они его и получили», – подчеркнул Василий Власов.
Ситуацию с наркотическими анальгетиками онкологи уже не первый год называют критической, а семьям, где есть такие больные, теперь придется получать препараты с еще большим трудом.
Если врач назначил пациенту уколы амбулаторно, то где-то придется искать растворы для инъекций и тем клиентам аптек, кого обезболивающие не очень интересуют. «Задача государства обеспечить необходимый минимум, — подчеркнул директор НИИ развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский. — А срочные лекарства должны быть у скорой помощи или в стационаре. Отрегулировать снабжение лекарствами узкого круга больных, вводя госзадания, аукционы, дабы избежать дефицита, — обязанности ведомства». Юрий Крестинский считает, что наличие отдельных проблем не повод вводить препараты в минимальный ассортимент.
5 длинных дней
Представители аптечного бизнеса успокаивают население и СМИ, полагая, что аптеки все равно будут иметь несколько сотен или даже тысяч наименований препаратов, и сами заинтересованы заказывать все необходимые лекарства, чтобы успешно конкурировать.
Теперь, по правилам продажи лекарств, утвержденным Минздравсоцразвития, если назначен какой-либо препарат, которого нет в аптеке, аптека обязана принять рецепт и поставить его на «отсроченное обслуживание». Лекарство закажут и должны доставить в аптеку не более чем за пять дней.
«Вполне реальный срок даже для удаленных от областных центров аптек», — утверждает руководитель Аптечной гильдии Елена Неволина. Однако из опыта снабжения лекарствами участников программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) и в 2008–2009 и 2010 годах количество рецептов, находившихся на отсроченной доставке, особенно в дальних регионах РФ, в отдельные месяцы превышало несколько месяцев, о чем неоднократно сообщала врио Росздравнадзора Елена Тельнова, а следствием стал выход большей части участников из программы.
«Срок достаточный для больших городов, но недостаточен для села или рассчитан впритык», — говорит руководитель департамента рейтинговых проектов ЦМИ «Фармэксперт» Николай Беспалов.
Было бы лекарство
Исполнительный директор российской аптечной ассоциации (РААС) Нелли Игнатьева тоже не исключает, что сложности с доставкой препаратов все-таки возможны, «если лекарства не будет в достаточном количестве на рынке». Такая ситуация вполне реальна. «Есть один производитель интерферона—гамма, вошедшего в минимальный ассортимент, а сможет ли он обеспечить 63 тыс. аптек?» — приводит пример Игнатьева.
«В этот список попало много противовирусных лекарств. С одной стороны, они все были нужны только при свином гриппе, который теперь тоже под вопросом, а с другой, такие лекарства, как тамифлю, слишком дороги и для покупателей ряда регионов, и для аптек, чтобы закупать его в обязательном порядке. Есть вопросы по корвалолу, небезопасному препарату, по оценкам врачей, по ряду лекарств, входящих в программу ДЛО. Но теперь, если этих препаратов не будет в достатке у оптовиков, а значит, и в аптеке (а раньше их завозили только в аптеки, куда прикрепляли льготников), это будет грубым нарушением лицензионных правил и грозит штрафом в 40 тыс. рублей», — продолжает она.
«Сейчас речь идет об отсроченном заказе в коммерческой торговле, а здесь действуют законы рынка, — говорит Юрий Крестинский, — если аптека захочет конкурировать, она обеспечит заказ и доставку препарата». Что касается появления в ассортиментном минимуме «на волне истерии по поводу свиного гриппа» таких препаратов, как арбидол, когацел и инговерин, то, как сказал Крестинский, «ассортимент могут пересматривать, и все отрегулируется».
Минздравсоцразвития утвердило также и новые правила хранения препаратов, что актуально для фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), которым с 1 сентября разрешено обеспечивать лекарствами жителей сел и семейных врачей. «По ФАПам так и нет четких разъяснений, — заметил Николай Беспалов, — во всяком случае, аналитикам они неизвестны».
Как распознать фальшивое лекарство
Выбирая препарат в аптеке, стоит обратить внимание на состав и действующее вещество (МНН) — от этого зависят лечебные свойства препарата. Если вам назначены разные лекарства, нужно убедиться, что в них содержится не одно и то же действующее вещество в разных формах (таблетке, пилюле, мази, в свечах и т.п.), иначе при одновременном употреблении может произойти передозировка.
Потребителю хочется не только найти нужное лекарство, но чтобы оно еще было безопасным. По официальным данным, сейчас доля фальсификата в стране серьезно сократилась и составляет не более 0,1%, Многие серьезные эксперты согласны с таким количеством ненадежных лекарств. Но все-таки больше всего фальшивых лекарств продвигают в интернете. Лучше не пользоваться такой формой обслуживания.
Признаки настоящего препарата
Несмотря на контроль за фармотраслью госорганов, сам покупатель тоже должен быть внимательным при покупке. У лекарства должна быть оригинальная упаковка. Производители редко меняют рисунок и шрифты на упаковке препарата, и довольно часто применяют тиснение (объемную печать) для всего названия лекарства или его части. Название компании-производителя чаще всего наносится и на внутреннюю сторону упаковки, и на блистеры (упаковка из металлической фольги) с таблетками; выдавливаются определенные знаки на самих таблетках; используются наклейки-голограммы; на картонной коробке клейкая лента с оригинальным рисунком и названием производителя наклеивается для предотвращения вскрытия. Об изменении упаковки всегда сообщается на сайте производителя. По данным ассоциации фармпроизводителей (СПФО), наиболее надежный способ предотвратить фальсификакцию и облегчить потребителям идентификацию подлинности препарата на нынешнем этапе, — блистеры из особой «объемной» фольги.
Источник: GZT.ru