ФАС хочет упростить согласование крупногабаритных рекламных конструкций
Московские власти требуют от операторов наружной рекламы получать экспертизу для установки крупных конструкций исключительно в государственном автономном учреждении "Московская государственная экспертиза" (ГАУ "Мосгосэкспертиза"), а это может нарушать закон "О защите конкуренции", считает Федеральная антимонопольная служба (ФАС)
Согласование только одной конструкции в ГАУ обходится в 300 тыс. руб., а обратиться за независимой экспертизой операторы не могут. В связи с этим ФАС возбудила дело в отношении правительства Москвы и комитета по рекламе, информации и оформлению города.
В действиях правительства и комитета присутствуют признаки нарушения федерального закона "О защите конкуренции", объявила ФАС в пятницу. Как уточняется в сообщении ведомства, комитет рекламы отказывается принимать на регистрацию техпаспорта проектов особо сложной наружной рекламы без предварительного проведения техэкспертизы в ГАУ "Мосгосэкспертиза", которое правительство Москвы фактически наделило функциями и правами органа государственного контроля и надзора. Рассмотрение дела назначено на 24 мая.
С жалобой на действия властей в ФАС обратилось ООО "ГБ Аутдор", которое специализируется на оформлении разрешительной документации для так называемой потребительской наружной рекламы: въездных стел возле торговых центров, крышных установок с логотипом компаний и т. п. Гендиректор "ГБ Аутдор" Татьяна Арсеньева пояснила "Ъ", что обратиться в ФАС компанию заставила высокая стоимость услуг "Мосгосэкспертизы" — около 150 тыс. руб. за экспертизу проекта одной конструкции. Кроме того, ГАУ требует проводить дополнительные исследования, которые обходятся еще в 150-200 тыс. руб. "В результате для наших клиентов получение разрешения обходится неоправданно дорого",— объяснила госпожа Арсеньева.
Обязательное согласование с "Мосгосэкспертизой" проектно-конструкторской документации для "особо сложных рекламных конструкций, имеющих признаки капитального строительства", прописано в правилах установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации, утвержденных постановлением правительства Москвы N 908-ПП от 21 ноября 2006 года. Как поясняется в документе, к такой рекламе относятся объекты, требующие закладки свай или фундамента глубиной более метра, щиты сверхбольшого формата (площадью одной стороны более 18 кв. м), крышная наружная реклама (площадью более 5х15 м) и другие крупные форматы. Как подсчитали в компании "ЭСПАР-Аналитик", в марте 2010 года в Москве на все большие форматы приходилось 2963 конструкции. Большинство из них — это конструкции на стойках (1319) и щиты (408). Выручка операторов от размещения крупных форматов рекламы за 2009 год оценивается в 3,3-3,5 млрд руб.
Председатель комитета рекламы Москвы Владимир Макаров заверил "Ъ", что его ведомство действует в строгом соответствии с постановлением N 908-ПП. "Более строгая техническая экспертиза для особо сложных рекламных конструкций необходима, поскольку это в первую очередь вопрос безопасности жителей города",— подчеркнул он. Но в постановлении речь идет именно о согласовании, спорит Татьяна Арсеньева. "То есть компания, желающая установить технически сложную конструкцию, имеет право провести экспертизу в любой другой организации, которую "Мосгосэкспертиза" должна бесплатно согласовать",— уверены в "ГБ Аутдор".
Позиции ФАС и комитета рекламы расходятся не в первый раз. Так, в июле 2009 года московское управление ФАС обнаружило нарушения закона "О защите конкуренции" в процедуре предоставления комитетом компенсационных мест операторам, с которыми город расторг договоры аренды в рамках освобождения от рекламы центра Москвы. ФАС решила, что новые места можно выдавать только по результатам торгов. Впрочем, в декабре комитету удалось оспорить это решение в арбитражном суде, а в апреле отстоять свою правоту и в апелляционной инстанции.
Источник: Коммерсантъ