Россия оставит "коньяк" и "шампанское" французам
С 2016 г. Россия, возможно, перестанет производить алкогольные напитки под названием «коньяк» и «шампанское». Это произойдет, если будет утвержден проект техрегламента на винодельческую продукцию, внесенный в Госдуму на прошлой неделе
На прошлой неделе в Госдуму был внесен проект винного техрегламента, который призван регулировать производство винодельческой продукции в России. Цель законопроекта – установить «единые минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность винодельческой продукции», говорится в пояснительной записке к законопроекту. Требования относятся как к продукции, производимой на территории России, так и импортируемой.
Для поддержки отечественных производителей
Чтобы потребителей не вводили в заблуждение надписи на винных этикетках, законодатели решили четко определить в техрегламенте, как именно должны называться и из чего состоять винные напитки. «Это сделано в целях импортозамещения, поддержки отечественных производителей, гармонизации с международной практикой и развития отечественной сырьевой базы – виноградарства, садоводства, пчеловодства», – поясняют в Госдуме.
Однако новые определения вызвали массу нареканий со стороны виноделов. «Мы приветствуем появление этого законодательного акта в Думе, но считаем, что документ, особенно в части терминов, требует значительной доработки с точки зрения практики бизнеса», – сказал в комментарии GZT.ru президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.
В документе затрагиваются все основные категории продуктов, которые производятся из винограда, но главные претензии виноделов относятся к решению депутатов исключить из российской винодельческой практики определения «российский коньяк», «российское шампанское» и «российский кальвадос». Термины «коньяк», «шампанское» и «кальвадос» защищены в рамках законодательства Франции и не должны использоваться другими странами при обозначении аналогичной продукции, поясняют в Думе.
Крашеный спирт
«Дело не в том, что затрагиваются интересы какой-то французской провинции», – поясняет депутат Виктор Звагельский, который внес законопроект на рассмотрение в Госдуму. По его мнению, проблема в том, что потребителей обманывают: под этикеткой «коньяк» и «шампанское» им зачастую продают некачественное «пойло». Практически весь коньяк в российских магазинах – это покрашенный спирт с разным количеством добавленных ингредиентов, утверждает депутат. «Никакого отношения к настоящему коньяку это не имеет», – говорит он.
Эксперты не согласны со столь категоричной оценкой. «Около 40% коньяка на российском рынке – фальсификат, – соглашается директор аналитического ценра ЦИФРРА Вадим Дробиз, – но это не говорит о том, что у нас вся продукция плохая». Кроме того, у нас есть и моральное, и юридическое право оставить эти названия за собой, уверен он. «100 с лишним лет назад шампанское князя Голицына было признано лучше французского, а коньяк Шустова продавался во Франции не под видом бренди, а под видом коньяка», – напоминает Дробиз. Поэтому вовсе нет необходимости отказываться от этих наименований, их стоит лишь уточнить: «российское шампанское» и «российский коньяк».
Шесть лет на ребрендинг
Законопроектом установлен переходный период до 2016 года, в течение которого виноделы должны придумать новые названия для своих напитков под этими ярлыками и перейти на новые этикетки. Однако Леонид Попович из Союза виноградарей и виноделов считает оптимальным срок до 60-го года. «Лет за 50 нашего покупателя можно было бы убедить, что то игристое вино, которое он пьет – это то же самое, что шампанское, – говорит он. – Но резкий отказ он названий приведет к тому, что бизнесу придется потратить огромные деньги на переоформление».
Смена всего нескольких слов может слишком дорого обойтись не только российскому винодельческому бизнесу, но и обществу в целом, убеждают виноделы, ведь эти затраты неизбежно будут переложены на покупателя.
Источник: GZT.ru