Навигатор рекламного рынка

| Печать | В закладки17 февраля 2010 15:28

Качество продуктов стимулируют штрафами

2комментария

Правительство намерено увеличить штрафы за некачественную продукцию в десять раз. Власти рассчитывают, что эта мера поможет предотвратить увеличение количества некачественной продукции на прилавках вследствие отмены обязательной сертификации. Однако эксперты убеждены, что только штрафами эту проблему не решить

Правительство намерено до 1 апреля внести законодательные поправки, которые позволят увеличить штрафы за производство некачественной продукции в десять раз. Об этом сообщил вице-премьер РФ Виктор Зубков.
«Штрафы минимальные – от 500 рублей до 10 тысяч рублей, для компаний – до 50 тысяч. Мы считаем, что, коль даем возможность бизнесу теперь работать свободно в этом направлении, но если нарушения будут, то штрафы мы собираемся увеличить», – цитирует РИА Новости высказывания Виктора Зубкова на заседании президиума правительства.

Вице-премьер уточнил, что законодательные поправки будут подготовлены Минпромторгом. В частности, правительство намерено повысить штрафы в десять раз, минимальный штраф составит 5 тыс., максимальный – 500 тыс. рублей.

Ранее глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников заявлял, в России есть смысл включить вариант, аналогичный европейскому. «В Европе при системе добровольной сертификации ответственность за продажу некачественных товаров такова, что ни одна торговая точка не возьмет продукцию на реализацию, если она не имеет подтверждения безопасности всех ее компонентов», – цитирует ИТАР-ТАСС пояснение Павла Крашенинникова. По его словам, в России пока штрафы за продажу некачественных товаров составляют от 1−2 тыс руб для физических лиц до 10 тыс руб для юридических лиц. «Естественно, это является недостаточной мерой», – подчеркнул глава комитета.

Декларация вместо сертификата

Напомним, что с 15 февраля в России была отменена обязательная сертификация парфюмерно-косметической и пищевой продукции. На практике это означает, что такие продукты как сахар, хлеб, овощи, фрукты, вина, коньяки, чай, вода, колбасы, морепродукты, мясные полуфабрикаты, и многое другое, будут поступать на прилавки без сертификации. Вместо этого продукция подлежит обязательному декларированию соответствия.

По оценкам экспертов Отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ России, причиной замены сертификации на декларирование послужили действовавшие ранее избыточные – удвоенные и утроенные – процедуры проверки фактического качества многих видов продукции.
Директор «Российского института потребительских испытаний» Ирина Виноградова считает, система сертификации действительно себя изжила. «С годами она превратилась в определенный бизнес, причем бизнес прибыльный, когда любой сертификат можно было купить», – подчеркнула эксперт.
«Обязательная сертификация была введена в 90−х годах, когда порядка 90% товара на рынке было некачественным, и тогда зарекомендовала себя как действенная мера. Но в последнее время появилось большое количество недобросовестных лабораторий», – подтверждает директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова. Однако эксперт предлагает смотреть на эту проблему шире. «Советские стандарты ГОСТа были более строгими, по этой причине многие европейские производители не могли попасть на российский рынок. Скорее всего, вводимые меры – это попытки ликвидировать искусственные барьеры для импортной продукции и унификация стандартов», – считает Канунникова.

Ничего не изменилось

«Раньше было так: производитель получал санитарно-эпидемиологическое заключение в Роспотребнадзоре, с ним отправлялся в сертификационный центр, где ему и выдавали сертификат», – напоминает вице-президент ОПОРЫ России Владислав Корочкин. Сейчас, по словам эксперта, схема практически не поменялась. «Происходит все точно также, только вместо сертификата регистрируется та декларация, которую написал сам производитель», – обращает внимание Корочкин. Но разница все-таки есть. «На сегодняшний день получается так: производитель задекларировал продукцию, отметил эту декларацию в органе по сертификации и убрал в дальний ящик, потому что эта бумага, в отличие от сертификата, необязательна для сопровождения в торговую сеть», – рассказывает Ирина Виноградова.

Тем не менее, Владислав Корочкин убежден, что на данном этапе увеличение штрафов ничем не оправдано. «Увеличение штрафов должно произойти тогда, когда будет четко понятно, что декларация, подписанная самим производителем – это то, что накладывает на него полную ответственность за производимую продукцию», – говорит эксперт.

Ирина Виноградова, напротив, считает, что увеличение штрафов – мера необходимая. «Если штрафы сохранятся в прежнем объеме, то это «комариный укус» по сравнению с тем, какую выгоду получают производители от реализации продукции, не соответствующей заявленным свойствам», – поясняет она. Вместе с тем, эксперт считает, что десятикратное увеличение штрафов также не станет ощутимым. К примеру, в США за несоответствие информации, заявленной на этикетке, предусмотрено наказание вплоть до условного заключения (предлагается на выбор – либо высокий штраф, либо условное заключение). Если тот же производитель попадается второй раз, то речь уже идет о многомиллионных штрафах без права занятия соответствующей деятельностью. «Конечно, если в России ввести аналогичную систему, то, наверное, придется каждого третьего в тюрьму сажать. Но все равно, десятикратное повышение штрафов станет половинчатой мерой», – полагает Виноградова.
«На сегодяшний день штрафы, по сути, являются номинальными, поэтому вполне логично, что правительство стремится их сделать более соразмерными нарушениям», – комментирует аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

«Штрафы должны быть дифференцированы в зависимости от опасности продукции, в зависимости от объемов возможной реализации этой некачественной продукции», – рассуждает Ирина Виноградова. К примеру, если некачественный товар обнаруживается в детской продукции, то штрафы должны быть в разы выше.
В то же время опрошенные GZT эксперты говорят, что штрафы не станут панацеей в улучшении качества продуктов. «В основе качества продукции должна лежать система декларирования как единственная система, которая обеспечивает реальную ответственность тех, кто производит, тех, кто продает и тех, кто выдает какие-либо бумаги, подтверждающие качество», – резюмирует Владислав Корочкин.

Источник: Gzt.ru

| Печать | В закладки


<< < сентябрь 2017 > >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Подключите CSS