Microsoft сажает русских за пиратский Windows?
"Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации завершил расследование уголовного дела, заведенного на екатеринбуржца Александра Иванчикова-Нееловского 1972 года рождения, за использование нелицензионного ПО".
Странная история с " показательным" уголовным делом на одного из миллионов российских владельцев компьютеров, пользующихся нелицензионными программами, вступила в завершающую стадию. Интернет-ресурс Следственного комитета сейчас недоступен для запросов, и фразу из уголовного дела, разошедшуюся по отечественным СМИ, невозможно проверить, опираясь на официальные источники:
"Установлено, что Иванчиков-Нееловский 12 марта 2009 года у себя дома на системный блок установил программное обеспечение, обладающее признаками контрафактности: «Microsoft Windows Professional SP3/ Русская версия», «Microsoft Office 2007. Русская версия», и другие программы, правообладателями которых являются Корпорация «Microsoft». Указанные программы являются объектами авторского права, их общая стоимость составляет 125 тысяч 142 рубля 62 копейки".
Расследование завершено, обвинение составлено, в ближайшее время нарушитель авторских и смежных прав должен предстать перед судом. Но тема только раскрывается. Например, почему выбор правоохранительных органов пал на Александра Иванчикова-Нееловского 1972 года рождения, каким образом вообще был установлен факт наличия контрафактного ПО на домашнем компьютере? Ответа на эти вопросы следователи не дают.
В интернете, помимо перепечатывания официальной информации, появились тысячи постов и комментариев в блогах на эту животрепещущую тему. Пишут, в частности, что "домашнего пирата" зовут Александр Иванчиков-Немировский (а не Нееловский), и что он не "домашний пират" вовсе, а сисадмин, и "поймали" его, спровоцировав ситуацию установки нелицензионного ПО на чужой компьютер.
Гадая юридическим языком, вот что происходит и должно еще произойти в жизни невезучего екатеринбуржца: возбуждение уголовного дела по части 2 статьи 146 Уголовного Кодекса РФ "Нарушение авторских и смежных прав" ("Незаконное применение объектов авторского права или смежных прав, а одинаково приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере до 200 тысяч рублей либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до 2 лет") и по статье 272 УК РФ "Неправомерный доступ к компьютерной информации" ("виновник наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за отрезок времени от 2 до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до 2 лет").
Это не первая странная история такого рода. В 2007 году осудили директора сельской средней школы Пермского края Александра Поносова за использование нелицензионного ПО Microsoft на школьных компьютерах. В декабре 2008 директор школы был таки не осужден, а оштрафован на 5 тысяч рублей, но он стал бывшим директором. Тогда, кстати говоря, за Александра Поносова заступались Роспечать, Министерство образования и Михаил Горбачев.
Примерно тогда же во Владивостоке местный житель был приговорен к одному году лишения свободы условно и штрафу в 117 тыс. руб. за незаконную установку Windows XP и пакета офисных приложений компании Microsoft на 4 компьютера.
И в Москве 16-летний Артур Пайкин получил год условно за установку нелицензионного программного обеспечения. Тогда, как писали в ЖЖ, "работник милиции, представившийся Сергеем, попросил молодого человека, подрабатывающего починкой компьютеров и прочим эникеем, установить Windows, офисный пакет и "1С:Предприятие". На резонное замечание, что "за пиратскую посадить могут", милиционер ответил, что "можно и так". Найдя на "Горбушке" нелицензионную версию "1С:Предприятия", Артур установил ее на компьютер Сергея и вскоре был взят с поличным: милиционер вместе с коллегой представились, показали "корочки" и взяли молодого человека показания. Антон Носик, давший в своем журнале ссылку на запись о приговоре суда, посетовал на то, что "милиционерам, которые провоцировали Артура на это правонарушение, год условно не дали".
"Год условно" - это, судя по всему, довольно характерная для нынешних показательных процессов мера пресечения. Но если всех россиян приговорить к году за каждую из установленных программ.... Оградите нас колючей проволокой, пожалуйста.