Число вакансий для продуктовых маркетологов выросло на 80% за два года
Количество вакансий на должность продуктового маркетолога (PMM — Product marketing manager) в 2023 г. выросло в 1,8 раза с 2021 г., а число резюме — в 2,1 раза, согласно данным исследования hh.ru и Go-To-Market-Academy.
При этом конкуренция среди соискателей низкая. На одну размещенную вакансию приходится три резюме. Соотношение количества соискателей к числу вакансий (hh.индекс) для PMM составило 3,4, что означает дефицит соискателей.
Для сравнения: значение общего hh.индекса профессиональной области «маркетинг, реклама и PR» в 2023 г. достигло 13,5 — «крайне высокий уровень конкуренции соискателей за рабочие места».
Больше 60% резюме в 2024 г. было от женщин, 44% — от мужчин. При этом самой обширной группой по социально-демографическим-параметрам стали женщины возраста 25–34 лет.
По результатам анализа вакансий на hh.ru, топ-3 сферы, где востребованы продуктовые маркетологи, — это IT, финтех и образовательные сервисы.
Около 70% респондентов, у которых в компании есть хотя бы один PMM, работают в организациях с годовой выручкой свыше 1 млрд руб. Платформа онлайн-рекрутинга hh.ru сделала вывод, что портрет работодателя продуктового маркетолога — это организация, которой нужно обосновывать ценность своего продукта для покупателей.
В топ-10 навыков, которые чаще всего упоминаются в резюме продуктовых маркетологов вошли управление проектами (20% — доля упоминаний в резюме), разработка маркетинговой стратегии (16%), маркетинговый анализ (13%), управление командой (12%), интернет-маркетинг (12%), планирование маркетинговых кампаний (11%), маркетинговые коммуникации (11%) и исследования (10%), Digital Marketing (9%), проведение презентаций (9%).
Из них наиболее популярны у работодателей — маркетинговые исследования (22% — доля упоминаний в вакансиях), анализ рынка (16%) и конкурентов, маркетинговый анализ (15%).
Самый распространенный диапазон зарплат PMM в 2024 г. составил 150 тыс. руб. — 199 тыс. руб. Работодатели в среднем готовы платить сотрудникам с опытом от одного до трех лет даже чуть больше, чем те указывают в резюме.
В основном продуктовыми маркетологами становятся специалисты, которые уже работали в смежных областях маркетинга. Так, больше половины соискателей указывают в резюме «Маркетолог», «Бренд» и «Реклама».
Анкетный опрос продуктовых маркетологов, CMO, digital-маркетологов и др. различных компаний, включая крупные (Т-Банк, «Авито», «Солар», «Контур» и др). Количество респондентов, принявших участие, — 2 тыс. человек различных специальностей. Из них продуктовых маркетологов — 21%, руководителей отдела маркетинга — 16%, CMO (директор по маркетингу) — 12%, digital-маркетолог — 10%, продакт-менеджеры — 5%.