07 Марта 2023 | 12:48

Рост выручки видеосервисов в России был минимальным за пять лет в 2022 году

Выручка видеосервисов в 2022 г. достигла 63,3 млрд руб. против 60,3 млрд годом ранее. Рост составил 5% против 54% по итогам 2021 г., то есть замедлился почти на 50 п. п. А в 2019 и 2020 гг. выручка в среднем выросла на 52%, согласно данным аналитиков TelecomDaily. 

Процесс насыщения ОТТ-сервисами в 2020–2021 гг. остановился из-за скачка спроса, вызванного нахождением потребителей дома в период пандемии. Многие зрители пришли на платформы, пользуясь промокодами или акциями с бесплатными периодами подписки. В 2022 г. неизбежный отток числа пользователей усилился также из-за ухода ряда крупных сервисов и снижения покупательской активности. 

Платная модель (в основном оплата подписки, но сюда же входит заказ одной единицы контента) еще больше укрепила позиции по сравнению с рекламной (бесплатный просмотр при условии обязательной рекламы). По итогам 2021 г. рекламная модель все еще приносила 15% выручки, в 2022 г. ее доля сократилась до 9%. Для сравнения: в 2018 г. рекламная модель обеспечивала 36% выручки.

Онлайн-кинотеатру IVI, который увеличил долю выручки по сравнению с прошлым годом — 20,5% против 19,7%, не хватило этого, чтобы удержать лидерство. На первое место вышел «Кинопоиск» — 24,1% (по итогам 2021 г. — 14,6% рынка в деньгах). 

Проект «Ростелекома» Wink занял третье место, взяв в общей выручке 11,4% (по итогам 2021 г. — 8,4%). Этого оказалось достаточно, чтобы отодвинуть Okko на четвертое, причем этот онлайн-кинотеатр увеличил свою долю — 10,8% за 2022 г. и 10,4% за 2021 г. На пятое место вместе встали Start — 6,8% против 5% по итогам 2021 г. и Kion — 6,8% против менее чем 1%. 

Годом ранее на пятом месте находился Netflix — 8,1%. YouTube и Megogo занимали 6,6% и 5,6%, соответственно. Сейчас эти три сервиса больше не принимают платежи в России, Netflix и Megogo покинули рынок.

Это, помимо прочего, способствовало тому, что за год доля рынка в денежном выражении, которую занимают первые пять игроков, увеличилась еще на 12,4 п. п. Так, по итогам 2021 г. на них приходилось 61,2%, а в 2022 г. — почти 73,6% выручки.

Если смотреть на индивидуальный рост выручки за год, то логично, что здесь на первых строчках те же компании, которые сумели значительнее других нарастить свою долю в общей выручке.

«Кинопоиск» вырос на 73%, Kion — на 66%, Wink — на 42%, Start — на 41%, «Триколор Кино и ТВ» — на 36%. Годом ранее эти проекты по росту выручки шли ровно так же друг за другом, только тогда пятое место занимал Netflix, а онлайн-кинотеатр «Триколора» был шестым. 

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru