Объем рынка отечественных digital-сервисов за год вырос на 50%
Объем рынка отечественных и имеющих российский ИНН digital-сервисов в период с марта 2022 г. по февраль 2023 г. стал больше на 53,7%, чем за аналогичный период 2021–2022 гг., согласно данным исследования «Точки» и Roistat.
При этом в марте 2022 г. суммарно рынок отечественных облачных хранилищ, сервисов email-рассылок, seo-платформ и систем регистрации доменов был на 126,5% больше, чем за этот же месяц в 2021 г.
Если смотреть на темпы роста рынка, то сильнее месяц к месяцу он вырос тоже в марте 2022 г. — на 28,1% относительно февраля 2022 г. В феврале 2023 г. рост зафиксирован на уровне 8,8% относительно предыдущего месяца. Эксперты связали такую тенденцию с тем, что на фоне резкого ухода из РФ зарубежных сервисов предприниматели начали экстренно искать аналоги на отечественном рынке.
«Но, несмотря на это, мы заметили, что тренд на российские сервисы все-таки не линейный. После повышенного интереса к отечественным и имеющим российский ИНН digital-сервисам в марте — июле 2022 г. последовал спад. А к четвертому кварталу того же года объем рынка в денежном выражении снова увеличился, хотя к пиковому состоянию марта так и не вернулся», — сказала Юлия Криган, аналитик в «Точке».
Причина падения интереса может быть в том, что предприниматели, которые хотели перейти на отечественные сервисы, сделали это в первой половине года. Кроме того, не всем могли понравиться аналоги привычных зарубежных приложений и кто-то нашел способ вернуться к старым сервисам.
Более 60% digital-специалистов признались, что уход зарубежных сервисов из России повлиял на их работу. Чаще всего такие специалисты заменяли часть зарубежных платформ отечественными аналогами, другую часть — доступными зарубежными сервисами: так ответили 41% респондентов.
При этом 37% всех опрошенных digital-маркетологов отметили, что их работа не изменилась после ухода иностранных сервисов с рынка. Около 61% признались, что искали способы вновь подключить сервисы, ушедшие из России. Почти 40% заявили, что не пытались этого делать.
В топ-5 зарубежных сервисов, которые пришлось заменить digital-специалистам в 2022 г., вошли сервисы дизайна — 47,4%, фотостоки — 38,4%, облачные хранилища — 30,1% сервисы e-mail-рассылок — 23,5%, программы для видео- и аудиоконференций — 21,2%.
При поиске альтернатив для ушедших сервисов специалисты сталкивались чаще всего с такими сложностями, как отсутствие качественных альтернатив, аналогичного набора функций и возможностей в одном сервисе или продукте. Также были сложности с оплатой зарубежных доступных сервисов и с переносом данных из ушедших платформ.
Аналитики изучили данные 12 тыс. клиентов «Точки», которые производили оплаты за отечественные и имеющие российские филиалы сервисы в 2022–2023 гг. И в январе — феврале 2023 г. провели опрос, в котором приняли участие 302 digital-специалиста — руководители отделов маркетинга и линейные специалисты (интернет-маркетологи, PPC-менеджеры, SMM-менеджеры).