Россияне «затягивают пояса» и готовятся к дальнейшему спаду в экономике
Как изменилось потребительское поведение в кризис — в исследовании Tiburon Research
Более чем у половины россиян (65%) снилизся доход, при этом 64% уменьшили расходы, 33% закупили продукты и другие товары впрок. Такие результаты дало исследование потребительского поведения жителей городов России, проведенное компанией Tiburon Research. Первыми категориями трат, которые пошли «под нож», стали еда вне дома и поездки. При этом более половины опрошенных (66%) испытывают те или иные сложности с работой.
Инфляция
Абсолютное большинство (94%) респондентов заметили повышение цен, особенно на продукты и другие товары базовой потребительской корзины: одежду и обувь, лекарства, мебель, товары для детей и животных. По мнению большинства (88%), экономическая ситуация ухудшилась, особенно это сказалось на людях с невысоким достатком. Ухудшений в следующем месяце ожидают 71% опрошенных.
Изменение трат
Россияне готовятся к тяжелым временам: 64% опрошенных за последний месяц стали меньше тратить и больше экономить (среди людей с низким доходом показатель выше — 74%). Половина респондентов отказались от крупных трат, 33% закупились впрок (в Москве — 44%). В основном запасались едой (76%), лекарствами (48%), товарами для животных (35%), одеждой и обувью (31%), косметикой (28%). О росте интереса к подержанным товарам говорят 20%.
На чем экономят
Россияне стали больше обращать внимание на промо-акции (82%), отказались от необязательных расходов (72%), переключились на более дешевые магазины (52%). Все это – стратегии, типичные для всех кризисных периодов.
Пять основных категорий, на которых экономили в последний месяц: еда вне дома – 64%, поездки – 57%, досуг (кино, театр) – 50%, ремонт и обустройство дома – 47%, мебель – 46%. Экономят также на хобби, алкоголе, косметике и косметологии. Расходы на одежду снизили 40%, на продукты – 30%. Связь, лекарства, товары для детей, образование – категории, которые пока затронуты не сильно (в среднем 9-13% опрошенных декларируют экономию).
Работа и доход
Те или иные сложности с работой отмечают 66% опрошенных. 8% потеряли работу, столько же временно не работают с сохранением зарплаты, а среди людей с высшим образованием в Москве таких больше – 14%. Вероятно, это эффект от ухода международных компаний. Можно предположить, что через какое-то время, если ситуация не нормализуется, эта группа потеряет работу. 26% отмечают проблемы с поиском работы (34% в Москве), у 28% отменили премии, 44% жалуются на снижение доходов от работы.
Падение доходов семьи за последний месяц отмечают 65% участников опроса, 20% характеризуют его как сильное. Особенно пострадали официально не работающие. Среди них 30% заметили сильное снижение семейного дохода. Для сравнения: 13 апреля 2020 года, через месяц после ковидного локдауна, о снижении дохода сообщили 39% опрошенных.
Финансовое поведение
Финансовое поведение россиян за последний месяц довольно хаотично. Кто-то предпочел снять денег про запас (20% по России, 31% в Москве), кто-то — наоборот, открыл вклад под текущие высокие проценты (17%). 6% продали иностранную валюту (вероятно, из-за боязни ее запрета), 5% купили, опасаясь роста курса. Аналогично с ценными бумагами: 3% — купили, 3% — продали.
Сбербанк — по-прежнему лидирующий основной банк, в топ-5 входят также Тинькофф, ВТБ, Альфа-банк, Почта-банк и Райффайзен-банк. В целом россияне лояльны — только 10% задумываются об отказе от пользования одним из своих банков. 18% хотят открыть счет в новом банке.
«Как исследовательская компания, мы отслеживаем изменяющееся поведение россиян. Эта информация помогает производителям товаров и услуг быстрее адаптироваться к новой реальности. Мы помним тренды 2008 и 2014 года, особенности поведения в пандемию Covid-19 – стратегии были схожие, но у каждого периода есть уникальные особенности. Важно внимательно смотреть на текущую ситуацию, вводные сейчас очень многогранные», — отмечает генеральный директор Tiburon Research Нелли Мамян.
Мониторинг потребительского поведения - инициативный исследовательский
проект компании Tiburon Research. Цель проекта - отследить изменение
покупательского и финансового поведения россиян. Первая волна стартовала 16
марта 2022 года и будет повторяться каждые 2 недели. Каждую волну в проекте
принимают участие 1000 россиян в возрасте 20-55 лет, выборка репрезентативна
населению российских городов с населением более 100 тысяч человек. Метод опроса
- онлайн-интервью.