Маркетплейсы заняли 42% глобального рынка онлайн-шопинга
На долю одного только Amazon приходится 14% всех расходов
Маркетплейсы — основной канал для интернет-покупок во всем мире. Через Amazon, Alibaba, JD.com, Mercado Libre (латиноамериканская e-com-платформа), eBay и другие площадки проходит 42% глобальных расходов онлайн-покупателей. Об этом говорится в исследовании Future Shopper, подготовленном агентством Wunderman Thompson.
На Amazon приходится 14% от объема онлайн-покупок, на Mercado Libre — 5%, на остальные маркетплейсы — 23%.
Конкуренция между онлайн-ретейлерами определенно будет главным трендом в ближайшие годы, полагают эксперты: Amazon хочет закрепиться в Азии, Alibaba и другие китайские платформы, наоборот, осваивают западные рынки.
Хорошие позиции заняли традиционные торговые сети, которые во время пандемии ускорили развитие онлайн-каналов продаж. И если до COVID-19 примерно 40% потребителей говорили, что никогда не покупали продукты в интернете, то сейчас таких всего 19%. Хотя супермаркеты оставались открытыми даже в локдаун, как жизненно важный бизнес, ограничения и необходимость соблюдать социальную дистанцию сформировали у людей новые привычки. В итоге на продуктовую розницу пришлось 18% рынка электронной коммерции.
Доля ретейлеров вроде Asos, Boohoo, John Lewis, JD Sports, Argos составила 12% (сайты и приложения), на агрегаторы и сервисы доставки (например, Uber Eats и Deliveroo) пришлось 11% расходов, на сайты брендов (Nike, Apple, Dyson и т. д.) — 8%, на социальные сети — 7%.
Впрочем, в отдельных странах могут быть свои лидеры. Так, в Индонезии и Таиланде агрегаторы популярнее торговых сетей, а в Германии 33% продаж обеспечивает Amazon. В Австралии, Франции и Колумбии доминирует D2C-модель, то есть аудитория предпочитает покупать напрямую у производителей. Прямые продажи наиболее характерны для фэшен-категории: до 23% онлайн-покупок одежды осуществляется на сайтах модных брендов.
При этом по частоте онлайн-заказов лидируют именно супермаркеты и продуктовая розница (в среднем 6,87 заказа в месяц). На втором месте агрегаторы и сервисы доставки (5,76), на третьем маркетплейсы (4,81). У Amazon среднее число заказов — 4,48.
Основными причинами, по которым покупатели отправляются на сайт производителя, вполне ожидаемо являются цены (58%) и бесплатная доставка (51%). Важными факторами являются бесплатный возврат товаров, скорость и удобство доставки, программы лояльности, наличие эксклюзивных продуктов. Если рассматривать предпочтения различных возрастных групп, то для старшего поколения основным преимуществом D2C является цена, а для молодых потребителей важны эксклюзивы, акции при покупке нескольких вещей и персонализированные предложения.
Среди вещей, которые потребители хотели бы изменить в онлайн-шопинге, скорость доставки (11,2%), условия возврата (8,1%) и достоверность обзоров и рейтингов (7,3%).
Social Commerce
Согласно глобальному опросу, 44% потребителей хотя бы раз покупали что-то в социальных сетях и мессенджерах. Показатель мог бы быть и выше 50%, но в Европе и Японии данный канал не пользуется особой популярностью (22% и 12% соответственно). Самые высокие показатели у Social Commerce в азиатских странах: Таиланде (74%), Индонезии и Китае (по 69%).
Каждый четвертый (24%) респондент сказал, что переходил по ссылкам и рекламным объявлениям в соцсетях, после чего покупал товар на сайте бренда. Более половины (56%) участников исследования выразили намерение чаще покупать товары в social media в будущем. Однако есть и противники данного вида шопинга, особенно много их в Великобритании, Франции, Нидерландах и Германии. Такой расклад является и вызовом, и шансом для ретейлеров, которые хотят привлечь европейскую аудиторию.
Что может сделать соцсети более привлекательными для потребителей? Выгодные предложения и скидки, простота покупки, эксклюзивные предложения, большее количество отзывов, возможность увидеть товар на реальных пользователях.
Наиболее предпочтительными социальными платформами для покупок респонденты назвали Facebook (31%), Instagram (23%) и TikTok (8%). При этом TikTok/Douyin лидирует в Китае, здесь за него голосуют 70% потребителей.