Индекс потребительской уверенности в России растет после ослабления ограничений
Люди начинают меньше беспокоиться относительно экономической ситуации в стране, выяснил Сбербанк. В июне россияне больше переживали из-за здоровья, чем из-за инфляции
Во втором квартале 2020 г. общий индекс потребительской уверенности — «индекс Иванова» — повысился до минус 31% по сравнению с минус 36% в мае. Данные были представлены Сбербанком — опрос проводился в период с 1 по 20 июня, когда началось ослабление ограничений. Индекс отражает динамику и структуру затрат среднестатистического россиянина, а также его восприятие экономической ситуации в стране.
Главным поводом для переживаний у респондентов в июне 2020 г. оказалось состояние здоровья — этот фактор отметили 64% участников опроса. Доля опрошенных, обеспокоенных инфляцией, снизилась до 45% во втором квартале по сравнению с 50% в 2019 г. Помимо этого, ослабление рубля беспокоит гораздо меньшее количество россиян, чем в предыдущие периоды повышенных колебаний курса.
Несмотря на повышение чувствительности к ценам, улучшилась динамика покупок продуктов питания. Доля тех, кто стремится экономить на еде, сократилась. В связи с этим падает популярность промоакций, которые устраивают магазины. Доля Ивановых, которые таким образом экономят на покупке продуктов питания, уменьшилась с 61% в I кв. 2020 г. до 56% во II кв. 2020 г. На данный момент среднестатистический россиянин тратит на еду 38,8% своего дохода. В прошлом году в аналогичный период эта цифра была 37,8%.
В период самоизоляции стали популярнее покупки онлайн. Результаты опроса показывают, что 27% тех, кто за последние полгода приобрел товары онлайн, стали делать это чаще, а у 55% ситуация осталась прежней.
Респонденты отметили, что поддержкой для них стали выплаты от государства в связи с пандемией COVID-19. В том или ином виде материальную помощь рассчитывали получить почти половина опрошенных — 45%. Большинство из ожидающих поддержку получат выплаты на детей: 32% — 10 тыс. руб. на ребенка от трех до 16 лет, 10% — 5 тыс. руб. на ребенка в возрасте до трех лет. Доля тех, кто надеялся на другие виды выплат, варьируется от 1% (индивидуальные предприниматели и медработники) до 4% (получатели продуктовых наборов).
Участники опроса планируют направить помощь на повседневные расходы: продукты питания (45%), одежду (13%), товары для детей (9%).
«Мы проводили наши опросы с 1 по 20 июня, когда в России началось смягчение ограничительных мер. В начале карантина на фоне введенных ограничительных мер настроение потребителей ухудшилось по сравнению с началом года, однако сейчас мы наблюдаем постепенное улучшение потребительских настроений. По нашим прогнозам, дальнейшее восстановление экономической активности также должно найти отражение в росте потребительской уверенности», — отмечает Ярослав Лисоволик, руководитель Sberbank Investment Research.