17 Июля 2020 | 12:39

Индекс потребительского доверия в России упал до пятилетнего минимума

Россияне пессимистичнее оценивают перспективы на рынке труда, уровень финансового благополучия и свою готовности тратить деньги — в стране стало меньше потребителей со свободными средствами, а те, у кого они есть, урезают статьи расходов. Больше всего россияне экономят на одежде

Уровень потребительского доверия в России за апрель — июль вернулся к самому низкому значению за последние пять лет, составив 62 пункта — это на 6 п. п. ниже, чем в четвертом квартале 2019 г. Об этом говорится в исследовании Nielsen. Аналитики сравнивают второй квартал 2020 г. с четвертым кварталом 2019 г., как наиболее наглядные примеры двух периодов — до пандемии COVID-19 и после основной волны кризиса.

Аналогичный уровень потребительского доверия, 62 пункта, был достигнут в январе — марте 2019 г., став самым низким показателем с 2015 г.

В апреле — июле этого года снизились значения всех трех показателей, на основе которых складывается индекс, — оценки потребителями перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовности тратить деньги. Число россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив в ближайшие 6 месяцев, во II квартале 2020 г. сократилось до 23% (-10 п. п.) по сравнению с октябрем — декабрем 2019 г. Доля тех, кто считает, что сейчас подходящее время тратить деньги, сократилась до 17% (-3 п. п.). А уверенными в перспективах на рынке труда себя назвали только 15% (-6 п. п.).

«Негативное влияние пандемии COVID-19 ощутили большинство стран во всем мире, поэтому текущее значение индекса потребительского доверия ни для кого не стало сюрпризом. Часть россиян потеряли работу, другие лишились части заработка и оказались в ситуации неопределенности, что привело к перераспределению трат и сокращению расходов. Сильнее всего во втором квартале потребители в России переживали за экономику страны, в этом признались 39% опрошенных, тогда как даже о здоровье в текущей ситуации беспокоилось меньше опрошенных — только 30%. Но одновременно с этим доля тех, кто уверен в выходе из кризиса в течение года, увеличилась с 6% до 17%, что может быть признаком того, что в обозримом будущем тренд изменится в позитивную сторону», — комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.

На чем экономят россияне

Доля российских потребителей, у которых есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды), составила 74%. В четвертом квартале 2019 г. таких было 78%.

Впрочем, даже имея свободные деньги, потребители тратят их на меньшее количество статей: на одежду стали тратить деньги на 7 п. п. меньше потребителей (35%), на развлечения вне дома — на 9 п. п. (20%), на отпуск — на 3 п. п. (29%). Меньшее количество россиян сберегали деньги (26%, -6 п. п.), 29% направляли свободные средства на выплату долгов (29%, + 1 п. п.).

Оказавшись в самоизоляции, россияне стали больше экономить на покупке одежды (61%, +2 п. п. по сравнению с четвертым кварталом 2019 г.) и отпусках — 42% (+ 8 п. п.), в то время как уровень экономии на других статьях бюджета снизился. Если в конце прошлого года на более дешевые FMCG-бренды переключались 56% потребителей, то во втором квартале 2020 таких оказалось 45%. На более доступные бренды алкоголя перешли 19% (-10 п. п. по сравнению с четвертым кварталом 2019 г.), сокращали бюджет на развлечения дома 32% (-4 п. п.), экономили на услугах связи 15% (-9 п. п.), меньше курили 11% (-7 п. п.).

«В период самоизоляции потребительское поведение пережило сильнейшие изменения: россияне стали меньше экономить на еде и алкоголе, больше развлекались дома, отказывая себе в удовольствиях, которые сегодня мы ассоциируем с миром "до пандемии", например в обновлении гардероба и отпусках. Меньше других в текущей ситуации пострадали FMCG-производители и ритейлеры, которые, впрочем, были вынуждены сделать масштабные инвестиции в развитие логистических мощностей и сдерживание роста цен. С большой долей вероятности они пересмотрят свои стратегии, чтобы подготовиться к возможным сложностям в будущем. Тем не менее пока рано делать долгосрочные выводы, ведь с отменой самоизоляции многие процессы, пусть и медленно, но начали приходить в новую норму», — комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.

 

 

Сильнее всего по итогам апреля — июля россияне оказались обеспокоены состоянием экономики: сразу 39% опрошенных выбрали этот пункт, что сразу на 20 п. п. больше, чем в октябре — декабре 2019 г. Среди других поводов для беспокойства россияне назвали состояние здоровья (30%, -3 п. п.), увеличение цен на продовольствие (29%, +1 п. п.), а также сохранность рабочих мест (27%, +9 п. п.).

Исследование потребительского доверия The Conference Board® Global Consumer Confidence™ Survey, подготовленное в сотрудничестве с Nielsen, проводилось в мае 2020 г. среди более чем 32 тысяч онлайн-респондентов в 68 странах мира.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru