Люди-штрихкоды и цифровые двойники. Семь трендов 2020 года от Accenture
Развитие цифровой реальности, бережливое отношение к планете и стремление потребителей раскрыть свою идентичность определят развитие бизнеса, технологий и дизайна в 2020 году. Об этом говорится в исследовании Accenture Fjord Trends 2020, где представлено семь глобальных тенденций, на которые бизнесу нужно обратить внимание в следующем году
Компания Accenture провела международное исследование Fjord Trends 2020, выделив семь основных тенденций, которые будут определяющими для бизнеса, технологий и дизайна. Исследование опирается на результаты работы более 1200 дизайнеров и разработчиков Fjord (подразделения Accenture Interactive) в 33 студиях по всему миру, а также наблюдения и кейсы клиентов Accenture.
Культурный и общественный ландшафт изменился. Бизнес стал основным участником в обсуждении глобальных вопросов: экологического кризиса и социальной ответственности технологических компаний, взлетов и падений гигономики. Данные отчета говорят о том, что топ-менеджеры корпораций начинают пересматривать принципы, на которых держится их бизнес.
Тренд №1. Множество измерений роста
Классическая для капитализма модель подошла к своеобразному «кризису среднего возраста». Прибыль все еще является необходимым условием для стабильной работы компании, но для успеха на рынке необходимо учитывать все больше факторов. В частности, инвесторы, клиенты и сотрудники хотят, чтобы бизнес реагировал на меняющиеся общественные ценности, проявлял больше внимания к экологическим и социальным вопросам.
Теперь успех компании не будет измеряться только деньгами. Чтобы оставаться на плаву, бизнесу придется пересматривать корпоративные цели, заново определять свою роль и важность для окружающего мира. Новое определение слова «рост» должно включать принципиально другие метрики: например, показатели личностного развития (обучение, счастье и долголетие), здоровья сотрудников, сокращения вредного воздействия на окружающую среду.
Это уже происходит
- Financial Times запустила «Новую повестку дня» в сентябре 2019 г., чтобы помочь компаниям понять новую эру капитализма, которая уравновешивает финансовый рост с более широкими определениями успеха.
- We Work, оцененный в $47 млрд в августе 2019 г., отказался от IPO из-за отсутствия энтузиазма со стороны потенциальных партнеров.
- Грета Тунберг ведет свое поколение в стремлении исцелить и защитить планету для сегодняшних детей и поколений, которые следуют за ним.
- Новая Зеландия выделила бюджет на «благосостояние», стремясь сделать страну прекрасным местом для жизни и работы.
Тренд №2. Новое отношение к деньгам
Восприятие и использование денег меняется. Мир становится безналичным. Теперь люди могут платить, используя отпечатки пальцев, распознавание лица или сетчатки глаза. Совсем скоро персональные данные будут встроены в платежный инструмент (например, можно будет автоматически определять, кто является плательщиком, и применять студенческую или пенсионную скидку в момент покупки). Банкоматы могут вскоре стать реликвиями ушедшей эпохи, в которой общества обналичивали деньги.
Произойдет появление новых экосистем, нестандартных финансовых компаний. Поэтому бизнесу нужно расширять свои платежные возможности и использовать их как точку дифференциации. И, разумеется, создавать продукты, которые будут учитывать проблемы конфиденциальности, прозрачности и целостности.
Возможности глобальных платежных систем значительны, и, по оценкам Accenture, выручка этого сегмента будет ежегодно расти в среднем на 5,5% и через шесть лет достигнет $2 трлн. При этом доверие к традиционным банковским системам было поставлено под сомнение, особенно среди молодежи, из-за скандалов и неспособности традиционных игроков адаптироваться достаточно быстро, чтобы соответствовать ожиданиям клиентов. Сегодня платежи становятся все более децентрализованными, стартапы обеспечивают всевозможные улучшения качества обслуживания клиентов, что повышает ожидания потребителей и, в свою очередь, оказывает большее давление на традиционные банки. Сегодня, когда бизнес по отправке денег частным лицам и компаниям становится все более быстрым и бесплатным, качество опыта становится решающим фактором.
Это уже происходит
- Традиционный банк RBS запустил цифровой банк Bó в качестве активного партнера, чтобы помочь людям управлять своими деньгами.
- Сервис Monese предлагает людям за считанные минуты открыть счет в GBP / EUR на своем мобильном телефоне, не требуя кредитных чеков или подтверждения адреса.
- Новая Apple Card направлена на то, чтобы заново изобрести кредитную карту, отменить комиссии, упростить приложение и помочь людям принимать более здоровые в финансовом отношении решения.
- M-Pesa («мобильные деньги») предоставляет услуги по переводу денег, кредитованию и микрокредитованию для людей, у которых есть смартфоны, но нет банковских счетов.
Тренд №3. «Ходячие штрихкоды»
С растущими возможностями технологий распознавания лиц и тела люди оставляют все больше отслеживаемых «cookie-следов» (и не только в сети). Достижения в области биометрических технологий и 5G открывают огромные возможности для создания новых, более персонализированных продуктов и услуг.
Тело человека становится «подписью» или эквивалентом штрихкода. Технологии позволят смешать цифровое и физическое «я»: многие сервисы перейдут из цифрового мира в реальный, а персонализированное взаимодействие с клиентами снова станет нормой в физической среде, но уже на совершенно новом уровне и в другом масштабе.
Это уже происходит
- Amazon добавила в свою линейку Echo Echo Frames (очки) и Echo Loop (кольцо), что вызывает обеспокоенность в отношении конфиденциальности.
- Новаторские авиалинии, такие как Delta, и аэропорты внедряют биометрическое сканирование, чтобы облегчить пассажирам путешествие.
- Использование бьюти-фильтров стало таким популярным явлением в Китае, что у него есть название «лицо интернет-знаменитости».
Тренд №4. Человеческая переменчивость
Люди все так же покупают и работают, но больше не хотят определять себя через покупки и должностные обязанности. Они все больше внимания уделяют своему физическому и ментальному благополучию, вопросам устойчивого развития, изменениям климата и многим другим. Компании должны поддерживать эту эволюцию в стремлении к достижению более глубокого смысла в повседневной жизни.
Меняются и модели потребления. Люди хотят больше гибкости и свободы в выборе покупок и сервисов. При этом они больше, чем когда-либо, заботятся о результатах своих действий. Бизнес должен удовлетворять стремления людей к сознательному потреблению, предоставляя им именно такой клиентский опыт.
Это уже происходит
- Все больше мясоедов выбирает блюда без мяса от таких поставщиков, как Impossible Foods по этическим и экологическим причинам.
- Одноразовые пластиковые пакеты остаются насущной проблемой, и такие компании, как Everlane, прилагают усилия, чтобы уменьшить их воздействие.
- Люди живут дольше, ведут более здоровый образ жизни, поэтому население старше 65 лет ищет новую цель после выхода на пенсию.
- В 2019 г. Mattel выпустила Creatable World — первые в мире куклы с нейтральным полом, которые могут быть мужчинами, женщинами или ни теми, ни другими.
Тренд №5. Дизайн для взаимодействия интеллектов
Следующий шаг для ИИ — переход от автоматизации к разработке систем, которые сочетают в себе человеческий и искусственный интеллект и улучшают взаимодействие между ними. Компаниям пора перестать воспринимать искусственный интеллект как набор утилитарных инструментов.
Пора уделять больше внимания экономическим и социальным аспектам ИИ, а также оптимизировать коммуникацию между людьми и машинами, улучшая дизайн такого взаимоотношения для повышения его удобства и эффективности.
Это уже происходит
- Искусственный интеллект AlphaStar до сих пор разрабатывает стратегии, позволяющие превзойти профессионалов в сложной видеоигре StarCraft II.
- Стартап Atolla использует машинное обучение для создания сыворотки для лица в соответствии с точными характеристиками кожи каждого клиента.
- Токийский научно-исследовательский институт железных дорог (RTRI) работает над тем, чтобы помочь диспетчерам и контролерам работать с ИИ для принятия решений по борьбе с задержками.
Тренд №6. Цифровые двойники
Цифровые двойники эволюционируют и становятся частью повседневной жизни человека. Вполне вероятно, они станут виртуальным домом для всех наших данных, единым цифровым «привратником» нашей личной жизни.
С развитием цифровых двойников, которые хранят все данные о нас, бренды и общественные институты должны научиться работать с ними. Так, организации, работающие в сфере финансовых услуг будут все чаще признавать цифровых двойников важными инструментами для прогнозирования, оптимизации и персонализации решений для клиентов. Компании, которые хотят добиться успеха, должны показать людям, что им можно доверить своих личных цифровых двойников.
Это уже происходит
- Проект «Живое сердце» (Living Heart Project) исследует то, чего мы могли бы достичь, если бы медицинские устройства могли быть спроектированы и безопасно проверены перед испытанием в реальном мире.
- Модельное агентство The Diigitals представляет только синтетические модели, в том числе Shudu и Galaxia.
- Сервис Eternime сохраняет воспоминания людей для их любимых, позволяя им существовать как аватар после своей смерти.
Тренд №7. Созидание ради жизни
Люди переходят от культуры «я-центричности» к «мы-центричности», хотят, чтобы их покупки отражали социальные, экологические и политические идеи, которые они поддерживают.
Бизнесу нужно радикально менять свои бизнес-модели, адаптировать их к жизненноориентированному дизайну (вдохновленному теорией писателя Джона Тхакара о проектировании не только жизни человека, но и всей планеты). До сих пор подход, ориентированный на пользователя, отделял людей от экосистем. Теперь бизнесу предстоит начать рассматривать людей как часть большой экосистемы.
Это уже происходит
- Powerhouse Brattørkaia, самое северное энергосберегающее здание в мире, стремится производить больше энергии, чем потребляет в течение срока службы, включая строительство и снос.
- Dr. Martens выпустил ассортимент веганской обуви, удовлетворяя стремление людей к продуктам с этическими ценностями.
Мария Григорьева, управляющий директор Accenture Technology в России
«Исследование Fjord Trends проводится уже в 13-й раз. Выявляемые тенденции отражают изменения в технологиях, социальных отношениях, влияют на экономику, общество, отношение к экологии, развитие социума в целом. Изменения ожиданий людей, еще вчера высказанные в СМИ и социальных сетях, сегодня отражаются на работе, задачах, целях, путях развития, показателях работы компаний и органов власти. Вопросы, на которые предстоит ответить бизнесу, потребуют поиска новых этичных путей достижения роста и взаимодействия с людьми — бесшовного в физическом и цифровом мире и безусловно персонализированного и безопасного. Исследование рассказывает не только о том, что происходит, но и что с этим делать тем, кто готов расти и изменяться дальше, позитивно влиять на этот мир и быть на гребне».