Обман, предательство и слияние с толпой: чего боится современный потребитель
Компания Ipsos назвала основные страхи покупателей в России. Эксперты считают, что бренды могут устранить опасения своей аудитории, например, скорректировав рекламные кампании или сделав производство прозрачным
Российские потребители зачастую боятся непринятия себя со своими
недостатками, упущения возможностей в реальной жизни и отсутствия признания
окружающих. Эти и другие страхи появились у современных покупателей под
влиянием экономической и политической ситуации в стране, а также из-за
стремительного развития технологий. Компания Ipsos в своем
исследовании назвала основные опасения российских
потребителей и рассказала, как бренды могут их развеять.
- Страх предать себя. Потребители хотят жить в гармонии с
собой и принимать свои недостатки. О том, что образ жизни человека — это его
личное дело, заявили 72% респондентов. Роль брендов в работе с потребительским
страхом самообмана сводится к открытой поддержке толерантности и предложению
продуктов, которые подходят каждому. В исследовании уточняется, что бренды
могут также грамотно отрабатывать жалобы, учитывать запросы миноритарной
целевой аудитории и предотвращать нетерпимость на своих площадках. Так, в
частности, поступил автоконцерн Audi, сделавший лицом своего бренда
южноафриканскую модель с альбинизмом.
- Страх быть забытым. Россияне стремятся быть лидерами и
примерами для окружающих. Около 67% потребителей отметили, что им важно
духовное развитие и реализация своего предназначения. Чтобы помочь людям
оставить свой след в истории, бренды могут возглавить обмен информацией по
интересующим аудиторию вопросам, вознаграждать за лояльность и проводить
коллаборации. В исследовании Greenpeace и Tesla приводятся в качестве примеров
бренды, которые позволяют потребителям избавиться от опасений быть
забытыми.
- Страх быть обманутым. Современный потребитель перегружен
информацией и не уверен в том, какой из источников правдив, — 63% опрошенных
стараются предвидеть все возможные трудности заранее. Брендам остается быть
полностью прозрачными, чтобы завоевать аудиторию: открыто рассказывать о
производстве продукции, проводить обучающие тренинги и семинары, формировать
отраслевую репутацию — в том числе за счет попадания в рейтинги. Владелец
компании может также рассказать о старте, развитии своего бизнеса и об ошибках
в своих книгах и интервью — это позволит покупателям почувствовать, что бренд с
ними абсолютно честен.
- Страх ответственности. Чем больше обязанностей берет на
себя человек, тем больше ему требуется ресурсов для контроля и координации. А
современный потребитель хочет самостоятельно управлять своим временем и иметь
возможность действовать спонтанно. Задача брендов — позволить аудитории тратить
меньше времени на рутинные задачи. Потребители с этим согласны: 61% из них
признают, что им нравится техника, которая помогает им быть более
организованными. Среди решений, которые бизнес может предложить клиенту:
виртуальные помощники, доставка товаров по подписке, автоплатежи и
круглосуточное обслуживание. Действующими примерами могут послужить приложения,
отслеживающие состояние здоровья, траты, а также «умные» зеркала, позволяющие
покупателю оценить, подходит ли ему та или иная модель одежды.
- Страх упустить самое важное. Потребители боятся, что
повсеместное проникновение технологий лишат их реальной жизни и человеческого
общения: 58% аудитории признались, что предпочитают проверенные вещи
инновациям. Чтобы устранить этот страх, брендам стоит сосредоточиться на
«человечности»: сохранить офлайн-каналы коммуникации с клиентами, затрагивать
темы истории и традиций в общении с потребителями, продвигать «крафтовость» и
домашние интерьеры, а также делать условия труда более комфортными. В качестве
примеров Ipsos приводит офисы, в которые сотрудники могут приходить с домашними
животными, а также практику «Билайна» поощрять своих абонентов за действия в
реальной жизни.
- Страх быть посредственностью. Каждый хочет быть
оригинальным и предоставлять свою экспертизу окружающим — 50% потребителей,
согласно исследованию, стараются выражать свою индивидуальность. Выход для
бизнеса — предлагать покупателям индивидуальный подход. Речь идет, в частности,
о специальных предложениях, гибких тарифах, персонализированных подборах еды и
одежды, а также профессиональных сообществах. Такое сообщество сформировал
производитель конструкторов LEGO — участники LEGO Ideas могут представлять
собственные проекты для новых наборов.
- Страх одномерной жизни. Аудитория ценит яркий опыт и
эмоции: 47% потребителей готовы рисковать, чтобы попробовать что-то новое.
Чтобы разнообразить жизнь покупателей, брендам стоит внедрять инновации,
например, технологии виртуальной реальности, а также предлагать возможность
пробовать что-то первыми. Так, онлайн-сервис для чтения книг «Литрес» запустит
проект «Черновики», в котором авторы смогут публиковать книги по главам.
Дополнительные способы для брендов развеять потребительский страх рутины:
конкурсы и квесты, сюрпризы — такие, как бьюти-боксы — и широкий ассортимент
продукции.
- Страх быть отвергнутым. Люди стараются найти единомышленников по тому или иному вопросу и транслируют взгляды своей группы в коммуникации. Тем не менее около 29% потребителей чувствуют, что находятся в стороне от происходящего. Чтобы работать с этим страхом, бренды могут помогать взаимодействию людей, которые разделяют похожие взгляды: предоставлять групповые скидки, поддерживать благотворительные программы и проводить командные игры. Так, игра «Бешеная сушка» на протяжении четырех лет вовлекает онлайн-пользователей в сообщество людей, мечтающих о стройной фигуре.
Исследование проводилось в 2018 г. среди жителей российских городов 100k+ в возрасте от 16 до 75 лет.