Рынок госзакупок в сфере коммуникаций вырос на 17% за четыре года
Половина госконтрактов — на организацию и продвижение мероприятий
Исследовательская компания PR News в кооперации с Ассоциацией компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) и Департаментом интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ провели исследование динамики спроса на рынке коммуникационных услуг за 2015–2018 гг.
В рамках исследования был проведен анализ государственных коммуникационных тендеров с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru). Целью исследования стало определение структуры спроса на коммуникационные услуги в целом и по их видам: PR-услуги, организация мероприятий, медиамониторинг, размещение рекламных публикаций, SMM, исследования, работа с сайтами и др.
Статистика:
-
33,2 млрд руб. — объем коммуникационного рынка госкомпаний в 2018 г.
-
2829 компаний и учреждений в 2018 г. инициировали тендеры на услуги в сфере коммуникаций;
-
14361 тендер был инициирован государственными учреждениями и компаниями в 2018 г.;
-
5 — среднее количество контрактов, которое ежегодно инициирует одна компания или учреждение;
-
50% госконтрактов приходится на организацию и продвижение мероприятий (event);
-
7% — средний размер скидки по контракту, которую удается получить заказчикам.
Количество тендеров снижается, но бюджеты растут
Общий объем рынка последовательно увеличивается: с 2015 по 2018 гг. он вырос на 17%. Количество тендеров снижается, но бюджеты растут. В Москве этот показатель за указанный период повысился на 10%, в регионах — на 20%.
Москва обгоняет регионы по бюджетам закупок, но уступает по числу тендеров
Центр (Москва) и регионы приближаются к балансу по объему закупок. Но число заказчиков в регионах, как и прежде, значительно больше. В центре меньше тендеров, но бюджеты выше, в регионах эта зависимость обратная.
Исполнители все реже предоставляют скидки по контрактам
Рынок становится более жестким, компании реже идут на уступки в предоставлении услуг. К демпингу прибегают все реже, рынок «взрослеет» и уходит от ценовых форм конкуренции. Особенно это актуально для наиболее «зрелых» направлений в сфере коммуникаций (PR, event), где в среднем сумма скидок не превышает 5%. Новые направления, только формирующиеся (исследования, SMM, создание сайтов), характеризуются высоким уровнем конкуренции — коридор ценовых уступок составляет от 11 до 23%.
Самое популярное направление — организация и продвижение мероприятий
Как показал анализ данных, самой востребованной услугой на рынке коммуникаций остается организация и продвижение мероприятий. В среднем на нее приходится 50% всех закупок. Стабильный спрос на направления SMM и разработку сайтов. Их доля постепенно растет.
Самые дорогие контракты — у госкомпаний
Заказчики делятся на три группы: ведомства, учреждения и компании. Основные потребители — ведомства, на них приходится 40% закупок. У госкомпаний самые дорогие контракты, соответственно, их доля в общем объеме рынка более существенна. У госучреждений контракты преимущественно с небольшими бюджетами (относительно сумм контрактов госкомпаний), но эту группу отличает наиболее яркая динамика: за последние четыре года количество тендеров увеличилось на треть, а суммы контрактов выросли в 2 раза.
Конкуренция на рынке госзакупок в сфере коммуникаций
усиливается
В рамках исследования эксперты рассчитали Индекс Херфиндаля-Хиршмана —
показатель для анализа конкурентной среды отрасли. Значение менее 1000
означает, что рынок конкурентный, без барьеров для входа или выхода участников.
Для рынка коммуникаций индекс не превышает 300, и его значение постепенно
падает. Это означает, что конкуренция усиливается, снижается значимость крупных
игроков.