Какой россияне видят жизнь в старости и чего боятся больше всего


Исследования | 18 Февраля 2019 14:48

В России пожилой человек в первую очередь считается «бедным» и «одиноким», тогда как в остальных странах предпочитают определения «мудрый» и «слабый». Россияне больше других опасаются, что в старости им не хватит денег на жизнь, они потеряют здоровье, физическую форму и близких. По итогам глобального опроса Ipsos Россия вошла в тройку стран, жители которых боятся старости больше всего

Компания Ipsos совместно с благотворительной организацией Centre for Ageing Better провела онлайн-опрос в 30 странах, в ходе которого выяснила, как респонденты относятся к старости и какой видят жизнь в преклонном возрасте. Россия вошла в тройку регионов, где предстоящая старость беспокоит людей больше всего.

Низкий уровень оптимизма в отношении старшего возраста

Наступления старости в России с оптимизмом ждут 20% участников опроса. В мире средний показатель выше — каждый третий (33%) ждет наступления старости с позитивным настроением. Между странами есть существенные различия — например, в Индии и Турции примерно семь из десяти опрошенных позитивны в отношении вступления в старший возраст. На другом конце шкалы — Венгрия и Япония, где оптимистичен всего каждый десятый.

Участники исследования отметили наличие положительных сторон жизни в старшем возрасте — можно больше времени проводить с друзьями и семьей (25% в России, 36% глобально); больше времени для хобби и отдыха (16% в России, 32% глобально); больше времени для отдыха и путешествий (6% в России, 26% глобально) и отказ от работы (18% в России, 26% глобально). По всем характеристикам, включенным в исследование, респонденты из России показали более низкие результаты по сравнению с глобальной выборкой.

Каждый третий (35%) респондент из России ожидает, что в старости будет иметь здоровье и хорошую физическую форму. В мире позитивный настрой выше. Больше половины опрошенных (57%) ожидают, что будут здоровы.

Россияне намного опережают глобальную выборку по опасению, что на жизнь в преклонном возрасте будет не хватать денег — за этот вариант проголосовало 46% респондентов. Во всем мире трое из десяти беспокоятся о том, что им не хватает денег на жизнь (30%), четверть боится потери мобильности (26%) и памяти (24%). В России больше, чем по глобальной выборке в целом, опасаются потери близких / друзей и боли, которая может появиться в старости.

Все перечисленное выше по совокупности дает высокий уровень обеспокоенности в отношении предстоящего старения. Россия (63%) вместе с Бразилией (72%) и Китаем (71%) составляют тройку стран, где предстоящая старость беспокоит людей больше всего. Меньше всего волнуются о старости в Южной Корее (16%). Во всем мире половину опрошенных (52%) беспокоит старость.

Что это значит — принадлежать к старшему возрасту?

В целом по глобальной выборке респонденты считают, что старость наступает в 66 лет. Данные показывают, что чем старше человек, тем выше возраст, с которого, по его мнению, начинается старость. Так, респонденты 16–24 лет, считают, что старость начинается в 61 год; у респондентов 55–64 лет этот показатель увеличивается до 72 лет. Данные по странам также различаются. В России старым начинают считают человека в 61 год, в Испании — в возрасте 74 лет, а в Саудовской Аравии и Малайзии старость наступает десятилетиями раньше (55 и 56 соответственно).

Выбирая слова для описания старых людей, респонденты глобально чаще всего упоминали «мудрые» (35%); «слабые» (32%) и одинокие (30%). В России в описании людей пожилого возраста лидируют такие слова как «бедные» (44%), «одинокие» (41%) и «мудрые» (37%). При этом такие характеристики, как «грустные» и «те, с кем обращаются несправедливо», респонденты из России выбирали чаще, чем по глобальной выборке в целом.

В России 66% опрошенных согласны с тем, что пожилых людей не уважают так, как следовало бы. Глобально показатель составил 60%. Самый большой недостаток уважения к старшему поколению зафиксирован в странах Латинской Америки (Бразилия (82%), Колумбия (79%), Аргентина (76%), Чили (75%)). На другом конце спектра — Саудовская Аравия (26%) и Япония (32%).

Образ старшего поколения в медиа

В отношении того, какой образ старшего поколения представлен в СМИ, мнения поляризовались. В число стран, где наиболее позитивно оценивают образ пожилых людей в СМИ, попали Россия (44%), Индия (43%) и Китай (52%). Глобально только трое из десяти (31%) считают, что телевидение, кино и реклама показывают людей престарелого возраста как энергичных и полных сил, в то время как примерно такая же доля опрошенных (29%) считают, что телевидение, кино и реклама ассоциируют старость с депрессией и ограниченными возможностями.

Потенциал технологий

В России 49% согласны с тем, что технологии улучшат жизнь в преклонном возрасте для многих людей. С этим не согласны 24% опрошенных россиян. На глобальном уровне оптимистично настроены 55% респондентов. И только 14% не соглашаются с этим.

Подготовка к жизни в «позднем возрасте»

Россия оказалась на последнем месте по оптимизму в способности достойно встретить старость. Только 29% опрошенных верят в то, что смогут подготовиться к жизни в преклонном возрасте. Во всем мире две трети (64%) опрошенных считают, что смогут подготовиться к старости, чтобы быть здоровее и лучше справляться с трудностями.

Глобально люди имеют четкое представление о том, что нужно делать, чтобы подготовиться к жизни в старшем возрасте. Чаще всего называют: регулярную физическую активность и здоровое питание (60% и 59% соответственно по глобальной выборке). На третьем месте — откладывать достаточно денег для жизни на пенсии (51%). Отказ от курения, наличие круга друзей и регулярные занятия обычным спортом или хобби упомянули 45%, 44% и 44% опрошенных соответственно.
Картина по России в целом совпадает с глобальной. Однако наши соотечественники чаще, чем по глобальной выборке в целом, говорили о необходимости снижать потребление алкоголя (49% в России против 36% глобально).

Существует разрыв между тем, что мы знаем, что нужно делать для подготовки к старости, и тем, что мы делаем в реальности. В России самый большой разрыв отражен в трех пунктах: придерживаться здорового питания (37% уже делают, 63% считают необходимым); выполнять регулярные физические упражнения (31% уже делают, 60% считают необходимым); делать сбережения (14% уже делают, 55% считают необходимым).

Юлия Быченко, эксперт Ipsos в России по исследованию поколений: «Россия остается крайне традиционной страной в отношении восприятия старшего возраста. Несмотря на то, что продолжительность жизни растет и численность людей старшего возраста увеличивается, эта группа играет очень значимую роль демографически, социально и экономически. Тем не менее, государство, общество и бизнес пока не готовы признать за ними право на полноценное продолжение активной социальной жизни. Старший возраст воспринимается как неразрывно связанный с болезнью, слабостью, низким доходам и несправедливым отношением. Россияне обоснованно полагают, что невозможно подготовиться к старости, т.к. экономические условия слишком нестабильны. И государственное решение о повышении пенсионного возраста только поддерживает это восприятие. Можно наблюдать отдельные случаи положительных изменений в отношении к старшему возрасту, в частности, программа «Московское долголетие». Но предстоит проделать долгий путь к тому, чтобы эти отдельные случаи стали трендом».

Об исследовании. Сбор данных проходил в период с 24 августа по 7 сентября 2018 года. Опрос проводился онлайн с помощью Ipsos Global Advisor среди 20 788 респондентов в возрасте 16-64 лет в 28 странах (Аргентина, Австралия, Бельгия, Бразилия, Китай, Колумбия, Франция, Великобритания, Германия, Венгрия, Индия,  Италия, Япония, Мексика, Перу, Польша, Россия, Румыния, Саудовская Аравия, Сербия, Южная Африка, Южная Корея, Испания, Швеция, Чешская республика, Чили, Малайзия и Турция) и 18-64 года в Канаде и США. Приблизительно по 1000 человек было опрошено через онлайн-панель Ipsos во всех странах, кроме Аргентины, Бельгии, Венгрии, Израиля, Мальты, Мексики, Перу, Польши, России, Румынии, Саудовской Аравии, Сербии, Чили, Южной Африки, Южной Кореи, Швеции и Турции, где выборка составила около 500+ человек. 15 из 30 стран, участвующих в исследовании, имеют национально репрезентативные выборки (Аргентина, Австралия, Бельгия, Канада, Франция, Германия, Великобритания, Венгрия, Италия, Япония, Польша, Сербия, Южная Корея, Испания, Швеция и Соединенные Штаты). В выборки в Бразилии, Китае, Индии, Мексике, Перу, России, Румынии, Саудовской Аравии, Чешской Республики, Чили, Малайзии, Южной Африке и Турции попадает городское население, более образованное и высокодоходное, чем в целом по стране. В этих странах исследователи определили респондентов как «Верхний ряд потребителей». Как отмечается в исследовании, выборку в этих странах нельзя считать национально репрезентативной. Там, где результаты не суммируются в 100, это может быть результатом автоматических округлений, множественных ответов или исключения из диаграммы варианта ответа «затрудняюсь ответить».

 

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Спецпроекты

Инфотека. Финансовые отчёты компании, прогнозы рынка, аналитика, руководства по маркетинговым инновациям и многое другое.

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама