Исследование: образ пиарщика в глазах россиян
Коммуникационное агентство Fields4E и агентство маркетинговых исследований Masmi провели опрос 2500 человек, не причастных к отрасли, чтобы выяснить, что такое PR в понимании россиян и что ждет профессию пиарщика в будущем
Осведомленность о понятии PR среди респондентов оказалась довольно высокой, говорится в исследовании. Согласно опросу, более 50% респондентов в возрасте от 55 лет знакомы с термином. Из тех же, кому сейчас до 40, с понятием знакомы около 80% опрошенных.
Большинство опрошенных отождествляют PR с рекламой, тогда как понятие «связи с общественностью» стоит на втором месте — 62% против 33%. Такое понимание свойственно респондентам всех возрастов. Если сравнивать с результатами более ранних опросов ВЦИОМ, сращивание с рекламой происходит в общественном сознании все активнее. «Возможно, в этом виновата региональная специфика. С пиаром лучше всего знакомы в Москве и европейской части России, а вот хуже всего — на юге России и на Урале. На Кавказе 78% опрошенных убеждены: PR — это реклама», говорится в исследовании.
Девушка-пропагандистка
Выбрать из предложенных вариантов описания наиболее убедительный портрет пиарщика затруднилось 20% респондентов. Большинство все-таки считает, что пиарщик — это девушка приятной наружности. «Красавчик-пройдоха отстает на 4% — 12% против 16%».
Ключевые компетенции пиарщика в понимании респондентов — разработка стратегии по повышению узнаваемости компании (33%), пропаганда (32%). Остальные ответы по убыванию — ответственность за репутацию компании, организация мероприятий, поиск клиентов, ведение переговоров с медиа, написание статей, и далее — общение, общение, общение с разными людьми.
«Показательно, что пропаганда — ответ с явной негативной коннотацией — один из наиболее частых. Такое восприятие пиарщика подтверждается и другими исследованиями, в том числе и за пределами России. Тем не менее, до трети ответивших считают, что с пиарщиком теория шести рукопожатий не нужна, ведь он знаком со всеми на свете и в случае чего сможет подсобить с тем, чтобы куда-то или к кому-то попасть». До 38% опрошенных считают, что продвижение компании можно доверить только профессионалам.
Пиарщиком не рождаются
По мнению большинства опрошенных, PR — не наука, а функция. Лишь 13% именуют эту профессию призванием. Учиться ей до 46% отправили бы в первую очередь на факультет рекламы. Считается, что, чтобы стать пиарщиком, специальное образование не нужно: лучший вариант — журналистика. Впрочем, такого же мнения придерживаются и сами работники отрасли.
Средняя заработная плата специалиста в сфере связей с общественностью в России выросла за год на 7% и составила чуть более 31 тыс. руб., отмечается в документе. Спрос на профессионалов в области коммуникаций за год вырос на 7%, при этом число желающих работать в PR сократилось на 35%. На фоне снижения интереса соискателей к профессии работодатели привлекали их деньгами. Первое место по среднему размеру зарплат пиарщиков в России заняла Москва, в июне он остался на прошлогоднем уровне — 45,65 тыс. руб.
Исследования кадровых агентств говорят, что пиарщик — тот специалист, который реже всего вырастает в генерального директора компании. Его наиболее частый путь: агентство — внутренний пиар компании — свой бизнес. При этом доход директоров PR-агентств в Москве в среднем остался на уровне предыдущего года — 400 тыс. руб. в месяц.