19 Февраля 2018 | 19:15

Российский футбол начал приносить прибыль

PricewaterhouseCoopers (PwC) представила «Комплексное исследование экономики российского футбола» за 2012–2016 гг. Основной доход футбольных клубов составляют спонсорские отчисления и целевые поступления

Картинка Российский футбол начал приносить прибыль

За последние пять лет клубы РФПЛ несли убытки, и только в 2016 г. их суммарный доход составил 63,3 млрд рублей, превысив расходы на 3,2 млрд. При этом доходы по сравнению с 2015 г. выросли на 4,2 млрд руб., а расходы сократились с 68,5 млрд руб. до 60,1 млрд руб. в 2016 г. Можно сказать, что 2016 г. стал прибыльным благодаря сокращению расходов. Самыми убыточными для РФПЛ стали 2014 г. и 2015 г. — тогда дефицит составил 8 млрд руб. и 9,4 млрд руб. соответственно. В 2012–2013 гг. убытки оцениваются в размере 3,6 млрд руб. и 3,7 млрд руб.

Согласно мнению аналитиков, основным драйвером изменений структуры доходов стало появление новых стадионов, которые повысили доходы от продажи билетов и матчевых мероприятий. «Рост также показали поступления от УЕФА: как за счет успешных выступлений российских клубов в еврокубках, так и за счет общего роста средств, направляемых УЕФА», — говорится в докладе.

Тем не менее основной доход футбольных клубов составляют спонсорские и прочие коммерческие соглашения, в 2016 г. они составили 44% (27,8 млрд руб). За право трансляции матчей клубы по-прежнему получают не более 4,1% (рекорд 2015 г.), и в 2016 г. футбольные клубы получили всего 2,2 млрд руб. за право трансляции. К сравнению, английская лига за последние три года получила 672 млрд руб. (£8,5 млрд). А на возросшие доходы от продажи билетов и матчевых мероприятий приходится всего 4,7%, что в денежном выражении составляет 3 млрд руб.

Средняя посещаемость футбольных матчей колеблется на уровне 10–13 тыс. человек с 2008 г. При этом суммарная посещаемость матчей за сезоны 2015/2016 гг. и 2016/2017 гг. держится на одном уровне в 2,7 млн человек. Аналитики прогнозируют рост посещаемости футбольных матчей. В первую очередь это связано с проведением Чемпионата мира 2018 в России.

Клубы стремятся улучшить впечатление болельщиков от посещения матчей. Так, наличие специальных зон размещения для зрителей на колясках является условием лицензирования стадионов, принимающих матчи чемпионата, а в сезоне-2016/2017 в регламенте Лиги появилось обязательное требование к клубам по наличию в штате сотрудника, отвечающего за работу с маломобильными болельщиками. Также практически на всех стадионах предусмотрены детские и семейные сектора. Чуть более половины клубов организуют развлекательные программы для болельщиков.

В России набирает обороты популярность киберфутбола. Первый в истории лиги киберспортивный турнир состоялся весной 2012 г. в партнерстве с компанией Electronic Arts. C 2016 г. компьютерный спорт был официально признан министерством спорта.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.