Россияне снижают расходы на покупки впервые за семь лет


Исследования | 27 Марта 2014 13:16:38 | 2

Россияне снижают расходы на покупки впервые за семь лет
Источник: fishretail.ru
Зимой 2014 года впервые за семь лет наблюдений Ромир произошло сезонное снижение повседневных расходов россиян на покупку продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса - на 2% в номинальном и на 8% в реальном (с учетом инфляции) выражении. Однако за три года номинальный рост составил 25%, а реальный – около 3%

А за пять лет номинальные расходы выросли на 74%, реальные же - более чем на 20%. Номинальный рост повседневных расходов за пять лет в точности совпал с номинальным ростом заработной платы за этот период. А доля повседневных расходов в совокупных доходах россиян вернулась к уровню 2008 года.

Сокращение номинальных расходов
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе данных панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, зимой 2013-2014 года расходы на приобретение продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса сократились в номинальном выражении на 2% по сравнению с зимой 2012-2013 года. С учетом инфляции потребительского рынка (6,5% за год, по данным Росстата) можно говорить о сокращении реального повседневного потребления примерно на 8%. Такое происходит впервые за весь период наблюдений Ромир (с 2007 года) и, скорее всего, впервые за последние 15 лет.

Первое объяснение такого резкого снижения потребительской активности – стагнация в экономике, угроза экономического спада, снижение курса национальной валюты к доллару и евро. Однако это объяснение не выдерживает проверки историческими аналогиями.

Зимой 2008-2009 года рубль снизился к доллару и евро сильнее, чем нынешней зимой. В экономике наблюдалась не стагнация, а реальный спад в 8% по ВВП и 12% по промышленному производству. Резко, более чем в 1,5 раза, возросла тогда безработица. Темпы роста заработной платы и доходов населения снизились до нуля (только с весны они стали расти в номинальном выражении). А вот повседневное потребление той зимой выросло на 27% в номинальном и более чем на 10% в реальном выражении по сравнению с благополучной зимой 2007-2008 года.

Так, в условиях реального, а не придуманного экономического кризиса население старалось защитить хотя бы достигнутый к тому времени уровень своего повседневного потребления. Сегодня же мы имеем снижение потребительской активности на 2% в номинальном выражении на фоне роста номинальных доходов потребителей на 11% к соответствующему периоду предыдущего года. Так, к примеру, средняя заработная плата (по данным Росстата) в январе 2014 составляла 29 тыс. руб., а в январе 2013 – 26 тыс. руб.

Очевидно, у этого феномена должно быть какое-то другое объяснение. Возможно, его удастся получить, если взглянуть на более длительный исторический период, чем один год. За три года (по сравнению с зимой 2010-2011 года) номинальные расходы на покупку повседневных товаров выросли на 25%, что примерно на 3 процентных пункта выше роста потребительских цен за этот период. Таким образом, можно сделать вывод о том, что повседневные расходы в реальном выражении вернулись примерно к уровню зимы 2011-2012 гг. А это довольно высокий уровень.

За пять лет (по сравнению с зимой 2008-2009 года) номинальные расходы на продукты питания и товары повседневного потребления (без учета услуг и крупных покупок типа мебели и техники) выросли в номинальном выражении на 74% (см. Диаграмму 1). А с учетом накопленной за пять лет инфляции (около 45%) потребительского рынка можно говорить о более чем 20%-ном росте реальных повседневных расходов.

Диаграмма 1. Динамика индексов повседневного потребления 2008–2013 гг. и средней заработной платы в 4 квартале года. За 100% принято значение индекса потребления зимы 2008/09 и средней заработной платы 4 квартала 2008 года.

Россияне снижают расходы на покупки впервые за семь лет

Источник: Romir Scan Panel

Средняя заработная плата и совокупные доходы населения за пять лет выросли в номинальном выражении на 76%. Мы сравниваем данные за 4-й квартал 2013 года с данными за 4 квартал 2008. Таким образом, темп роста повседневных потребительских расходов в номинальном выражении к концу пятилетки сравнялся с темпом роста заработной платы. И оба они существенно выше инфляции накопленной за пять лет. До этого в течение как минимум четырех лет темпы роста повседневных расходов опережали темпы роста заработной платы (см. Диаграмму 1).

Таким образом, если в 2009-2012-м гг. доля повседневных расходов в совокупных доходах россиян понемногу увеличивалась, то в 2013 она сократилась и вернулась к уровням 2008 года. На долю продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса приходится примерно половина совокупных годовых расходов населения. При этом, акцентируем, речь идет именно о доле повседневных расходов в совокупных доходах. Размер и доходов, и расходов в номинальном выражении вырос значительно – на 74-76%.
Объясняя феномен опережающего роста повседневных расходов (до середины 2013 года) по сравнению с ростом доходов и цен, мы указывали на то, что тогда происходило расширение потребительской «базы». Группы потребителей среднего достатка увеличивались за счет тех, кто ранее находился в «зоне бедности» и был вынужден экономить даже на продуктах питания и товарах первой необходимости. Тогда, выйдя из «зоны бедности», эти потребители, так сказать, наверстывали упущенное. На покупку мебели или автомобиля их возросших доходов еще не хватало, но на нормальное питание и приобретение повседневных товаров – вполне. И мы даже называли эти большие социальные группы, покинувшие «зону бедности» за последние пять лет. Это: военнослужащие и госслужащие, врачи и учителя, часть пенсионеров.

Очевидно, что со второй половины 2013 года действие этого фактора завершилось. «Зона бедности» прекратила сокращаться. А достаточно большая часть потребителей из группы «среднего достатка» - условного «нижнего среднего класса» - неосмотрительно набрала необеспеченных кредитов на 5 триллионов рублей к концу 2013 года. Необходимость обслуживания этих кредитов может весьма негативно влиять на семейный бюджет этих домохозяйств, заставляя их экономить даже на приобретении продуктов и товаров повседневного спроса. К счастью, накопленный достаточно высокий уровень повседневного потребления позволял проводить такую «оптимизацию» без угрозы посадить свои семьи на «голодный паек».

Не исключено, что снижение темпов роста кредитования населения, наметившееся в конце 2013 – начале 2014 года может (с лагом в несколько месяцев) положительно сказаться на восстановлении темпов роста повседневного потребления. Если это и произойдет, то на уровне не ниже темпов роста потребительских цен, но и не выше номинальных темпов роста доходов и заработной платы.

 

 

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: Ромир

последние новости

Комментарии

КЭШ (Гость) | 27.03.2014, 13:49
Во-во...
Merchandising.ru | 02.04.2014, 13:43
Сейчас у многих потребителей страх экономического спада и кризиса, все начинают копить, откладывать, а не тратить.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 16364
Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров