Россияне снижают расходы на покупки впервые за семь лет
Зимой 2014 года впервые за семь лет наблюдений Ромир произошло сезонное снижение повседневных расходов россиян на покупку продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса - на 2% в номинальном и на 8% в реальном (с учетом инфляции) выражении. Однако за три года номинальный рост составил 25%, а реальный – около 3%
А за пять лет номинальные расходы выросли на 74%, реальные же - более чем на 20%. Номинальный рост повседневных расходов за пять лет в точности совпал с номинальным ростом заработной платы за этот период. А доля повседневных расходов в совокупных доходах россиян вернулась к уровню 2008 года.
Сокращение номинальных расходов
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе данных панели
домашних хозяйств *Romir Household Panel, зимой 2013-2014 года расходы на
приобретение продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного
спроса сократились в номинальном выражении на 2% по сравнению с зимой 2012-2013
года. С учетом инфляции потребительского рынка (6,5% за год, по данным
Росстата) можно говорить о сокращении реального повседневного потребления
примерно на 8%. Такое происходит впервые за весь период наблюдений Ромир (с
2007 года) и, скорее всего, впервые за последние 15 лет.
Первое объяснение такого резкого снижения потребительской активности – стагнация в экономике, угроза экономического спада, снижение курса национальной валюты к доллару и евро. Однако это объяснение не выдерживает проверки историческими аналогиями.
Зимой 2008-2009 года рубль снизился к доллару и евро сильнее, чем нынешней зимой. В экономике наблюдалась не стагнация, а реальный спад в 8% по ВВП и 12% по промышленному производству. Резко, более чем в 1,5 раза, возросла тогда безработица. Темпы роста заработной платы и доходов населения снизились до нуля (только с весны они стали расти в номинальном выражении). А вот повседневное потребление той зимой выросло на 27% в номинальном и более чем на 10% в реальном выражении по сравнению с благополучной зимой 2007-2008 года.
Так, в условиях реального, а не придуманного экономического кризиса население старалось защитить хотя бы достигнутый к тому времени уровень своего повседневного потребления. Сегодня же мы имеем снижение потребительской активности на 2% в номинальном выражении на фоне роста номинальных доходов потребителей на 11% к соответствующему периоду предыдущего года. Так, к примеру, средняя заработная плата (по данным Росстата) в январе 2014 составляла 29 тыс. руб., а в январе 2013 – 26 тыс. руб.
Очевидно, у этого феномена должно быть какое-то другое объяснение. Возможно, его удастся получить, если взглянуть на более длительный исторический период, чем один год. За три года (по сравнению с зимой 2010-2011 года) номинальные расходы на покупку повседневных товаров выросли на 25%, что примерно на 3 процентных пункта выше роста потребительских цен за этот период. Таким образом, можно сделать вывод о том, что повседневные расходы в реальном выражении вернулись примерно к уровню зимы 2011-2012 гг. А это довольно высокий уровень.
За пять лет (по сравнению с зимой 2008-2009 года) номинальные расходы на продукты питания и товары повседневного потребления (без учета услуг и крупных покупок типа мебели и техники) выросли в номинальном выражении на 74% (см. Диаграмму 1). А с учетом накопленной за пять лет инфляции (около 45%) потребительского рынка можно говорить о более чем 20%-ном росте реальных повседневных расходов.
Диаграмма 1. Динамика индексов повседневного потребления 2008–2013 гг. и средней заработной платы в 4 квартале года. За 100% принято значение индекса потребления зимы 2008/09 и средней заработной платы 4 квартала 2008 года.
Источник: Romir Scan Panel
Средняя заработная плата и совокупные доходы населения за пять лет выросли в номинальном выражении на 76%. Мы сравниваем данные за 4-й квартал 2013 года с данными за 4 квартал 2008. Таким образом, темп роста повседневных потребительских расходов в номинальном выражении к концу пятилетки сравнялся с темпом роста заработной платы. И оба они существенно выше инфляции накопленной за пять лет. До этого в течение как минимум четырех лет темпы роста повседневных расходов опережали темпы роста заработной платы (см. Диаграмму 1).
Таким образом, если в 2009-2012-м гг. доля повседневных
расходов в совокупных доходах россиян понемногу увеличивалась, то в 2013 она
сократилась и вернулась к уровням 2008 года. На долю продуктов питания и
непродовольственных товаров повседневного спроса приходится примерно половина
совокупных годовых расходов населения. При этом, акцентируем, речь идет именно
о доле повседневных расходов в совокупных доходах. Размер и доходов, и расходов
в номинальном выражении вырос значительно – на 74-76%.
Объясняя феномен опережающего роста повседневных расходов (до середины 2013
года) по сравнению с ростом доходов и цен, мы указывали на то, что тогда
происходило расширение потребительской «базы». Группы потребителей среднего
достатка увеличивались за счет тех, кто ранее находился в «зоне бедности» и был
вынужден экономить даже на продуктах питания и товарах первой необходимости.
Тогда, выйдя из «зоны бедности», эти потребители, так сказать, наверстывали
упущенное. На покупку мебели или автомобиля их возросших доходов еще не
хватало, но на нормальное питание и приобретение повседневных товаров – вполне.
И мы даже называли эти большие социальные группы, покинувшие «зону бедности» за
последние пять лет. Это: военнослужащие и госслужащие, врачи и учителя, часть
пенсионеров.
Очевидно, что со второй половины 2013 года действие этого фактора завершилось. «Зона бедности» прекратила сокращаться. А достаточно большая часть потребителей из группы «среднего достатка» - условного «нижнего среднего класса» - неосмотрительно набрала необеспеченных кредитов на 5 триллионов рублей к концу 2013 года. Необходимость обслуживания этих кредитов может весьма негативно влиять на семейный бюджет этих домохозяйств, заставляя их экономить даже на приобретении продуктов и товаров повседневного спроса. К счастью, накопленный достаточно высокий уровень повседневного потребления позволял проводить такую «оптимизацию» без угрозы посадить свои семьи на «голодный паек».
Не исключено, что снижение темпов роста кредитования
населения, наметившееся в конце 2013 – начале 2014 года может (с лагом в
несколько месяцев) положительно сказаться на восстановлении темпов роста
повседневного потребления. Если это и произойдет, то на уровне не ниже темпов
роста потребительских цен, но и не выше номинальных темпов роста доходов и
заработной платы.
Источник: Ромир