Восприятие регионов РФ ведущими англоязычными СМИ


Исследования | 23 Июля 2013 12:45:45

Аналитическое агентство «Смыслография», входящее в Коммуникационную группу АГТ, и компания Dow Jones провели исследование восприятия регионов Российской Федерации ведущими англоязычными СМИ

Анализ результатов рейтинга за 2012 год подтвердил выявленные ранее тенденции и обратил внимание на ряд новых аспектов освещения регионов за рубежом.

Разработанная специалистами агентства «Смыслография» методика включает количественную и качественную проработку упоминаний субъектов РФ в топ-100 ведущих англоязычных СМИ, проанализированных с использованием информационно-аналитической службы Factiva.com. Общий балл, присваиваемый каждой территории, учитывает оценку региона как по количеству его упоминаний, так и по доле благоприятных публикаций. Москва, как и в предыдущем рейтинге, была исключена из общего списка, поскольку ее сравнение с другими субъектами федерации было признано методологически некорректным из-за связанной с ней общефедеральной и международной повестки.

TOP-10 рейтинга, 2012 год

Место

Регион

Общий балл

Изменение места в рейтинге по сравнению с 2011 г.

1

Сахалинская область

155

+3

2

Самарская область

149

+3

3

Пермский край

148

-2

4

Нижегородская область

146

+3

5

Томская область

143

-3

6

Приморский край

136

+11

7

Калининградская область

134

+6

8

Омская область

133

+11

9

Республика Мордовия

132

+20

10

Хабаровский край

128

+5

Рейтинг за 2012 г. продемонстрировал достаточно высокий уровень преемственности по сравнению с результатами 2011 г. и стабильности позиций как в верхней, так и в нижней части полученного распределения регионов. Так, все 5 текущих регионов-лидеров входили в топ-10 рейтинга за 2011 г. То же самое верно и для субъектов федерации, замыкающих рейтинг: они находились на схожих местах и годом ранее.

«Часть факторов, определивших итоги исследования по 2011 г., сохранили влияние и на результаты 2012 г. Среди них – соревнования по футболу и, в меньшей степени, по другим видам спорта, проводимые или планируемые к проведению в России, а также деятельность крупнейших российских компаний-экспортеров сырья, прежде всего, газовых и нефтяных. Продолжают иметь значение поездки по стране первых лиц государства, мероприятия с их участием, а также международные форумы и саммиты, привлекающие широкий круг статусных гостей из-за рубежа. При этом драйверами интереса зарубежных медиа к российским регионам в 2012 г. стали и новые события, например, восстановление выборности глав региональных администраций и прошедшие в ряде субъектов федерации выборы губернаторов, мэров и законодательных собраний», - отметила генеральный директор аналитического агентства «Смыслография» Ольга Васильева.

Активность нефтяных компаний стала одним из драйверов интереса зарубежных медиа к Самарской области – из-за соглашения между Роснефтью и Gunvor об экспортных поставках продукции с местных НПЗ. Однако данный фактор дополняется рядом других тем, не имеющих отношения к сырьевым компаниям. Иная ситуация в Магаданской области, где повестка, связанная с добычей полезных ископаемых, является полностью доминирующей: иностранные СМИ упоминают регион исключительно в контексте активности Роснефти вокруг освоения участков шельфа в Охотском море и деятельности «Полюс Золота» по разработке Наталкинского месторождения на территории области.

Аналогичная ситуация имеет место со спортивным контекстом присутствия регионов в зарубежном информационном поле. К примеру, для Нижегородской области значимым оказался фактор футбольного клуба «Волга», который регулярно попадал на страницы иностранных СМИ благодаря участию в российской премьер-лиге. Но помимо этого на протяжении 2012 г. Нижегородская область фигурировала в зарубежных медиа в связи с целым рядом других сюжетов. Аналогичная ситуация складывается в Пермской области. Совокупность футбольной повестки (благодаря участию ФК «Амкар» в российской премьер-лиге) и деятельности российских компаний международного уровня, в частности, ЛУКойла (за счет принадлежащего компании НПЗ), Уралкалия и Еврохима, имеющих в крае производственные мощности, а также ситуационные темы (например, развитие авиасообщения между Чехией и Пермью) обуславливают лидирующие позиции региона в рейтинге.

Дополнительно о футболе можно сказать, что он начинает служить драйвером роста рейтинговых очков для регионов, которые примут у себя часть соревнований чемпионата мира по футболу 2018 г. Примером такой территории может служить Калининградская область. Однако околофутбольная публичная активность может иметь и негативную окраску, что сказывается на итоговом рейтинговом результате, повышая удельный вес публикаций с неблагоприятными оценками. Так, болельщики санкт-петербургского ФК «Зенит» приобрели ярлык «самых расистски настроенных» фанатов Европы. Эта оценка стала одной из причин снижения рейтинга Санкт-Петербурга.

«Усиление присутствия в верхних строчках рейтинга дальневосточных регионов до определенной степени можно считать следствием федеральной политики по внесению развития Восточной Сибири и Дальнего Востока в круг важнейших государственных приоритетов, – отмечает Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий АГТ. - Вместе с тем здесь можно усмотреть и влияние отдельных трансрегиональных проектов. Например, магистральный трубопровод Газпрома «Якутия-Хабаровск-Владивосток» оказал положительное воздействие на позиции сразу трех территорий».

Региональные избирательные кампании стали фактором роста упоминаемости Сахалинской, Омской, Белгородской областях, а также ряда других территорий. В целом, однако, внутриполитические процессы в субъектах федерации как поводы для внимания зарубежных СМИ имеют подчиненный характер по сравнению с деловыми и спортивными мероприятиями. Некоторые события с политической окраской и вовсе оказывали негативное воздействие на рейтинговые позиции отдельных регионов.

2012 г. в России ознаменовался одним из самых громких скандалов, приобретших международный масштаб, – акцией панк-группы Pussy Riot и последовавшим за ней судебным процессом. Данный сюжет оказал воздействие на рейтинговые позиции двух регионов, Мордовии и Пермского края, где отбывают заключение две приговоренные участницы группы – Надежда Толоконникова и Мария Алехина. Особенно сильным этот эффект оказался для Мордовии, упоминания которой в зарубежных медиа, в результате, выросли более чем на порядок.

Негативная динамика в рейтинге связана по большей части с теми или иными стихийными бедствиями или техногенными авариями, случившимися в данном субъекте федерации в 2012 г. Так, одной из причин ухудшения рейтингового результата Красноярского края стали лесные пожары – бич многочисленных российских регионов – которые в 2012 г. охватили часть его территории. Снижение позиций Краснодарского края обусловлено катастрофическим наводнением в Крымске, повлекшим многочисленные человеческие жертвы и обратившим на себя пристальное внимание зарубежных СМИ. Кстати, стоит отметить, что в 2012 году Олимпиада в России продолжает восприниматься зарубежными СМИ в связке с городом Сочи, а не Краснодарским краем.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 16364
Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров