Как кризис повлиял на жизнь россиян
В завершении этого непростого для нашей экономики в целом и для жизни каждой отдельной российской семьи года MarketUp Consulting Group провел опрос жителей 14-ти крупнейших городов России .
Как повлиял кризис на различные стороны жизни людей? На чем приходилось экономить? Что ожидают россияне от наступающего 2010 года? На эти вопросы были получены ответы в ходе данного исследования.
Примерно для половины жителей крупных российских городов 2009 год оказался хуже 2008 года в плане работы и карьеры (так ответили 40% респондентов) и финансового положения семьи (46%). Особенно ощутили влияние кризиса жители Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Краснодара. В этих городах большинство опрошенных признались, что финансовое положение их семей ухудшилось.
% от опрошенных, N=3500 чел.
MarketUp Consulting Group, ноябрь 2009, 14 городов
Тем не менее, у 44% россиян ситуация с работой и карьерой за прошедший год не изменилась, 15% даже заявили о положительных изменениях в этой сфере жизни. З9% сохранили доходы семьи на уровне 2008 года, 14% улучшили материальное положение своих семей. Чаще всего о позитивных сдвигах в их работе/ карьере и, как следствие, в финансовом положении, говорили жители Иркутска, Хабаровска, Владивостока.
Наиболее серьезные негативные изменения за прошедший год в плане работы/ карьеры пережили люди старше 35 лет, россияне со средним и средним специальным образованием,
В целом кризис не сказался на сфере личных взаимоотношений россиян. Более 70% опрошенных считают, что за истекший год их отношения с семьей, любимым человеком, друзьями не претерпели никаких изменений. Но по отдельным городам наблюдается иная картина. Так, например, в Москве, Петербурге, Новосибирске примерно каждый четвертый респондент признался, что его семейные отношения ухудшились по сравнению с 2008 годом. В Петербурге и Новосибирске у более 20% опрошенных изменились в негативную сторону отношения с любимыми и друзьями. Зато, например. В Ростове-на-Дону у примерно 90% жителей все в этом смысле осталось по-прежнему.
Безусловно, кризис не мог не сказаться на отдыхе и крупных покупках россиян. 34% вынуждены были сократить свои расходы на отдых, 41% - на крупные покупки. Но при этом 52% опрошенных не стали себе отказывать в привычном формата отдыха, 47% совершили запланированные крупные покупки. Более 10% россиян даже позволили себе больше потратить на отдых и покупки, чем в 2008 году.
В среднем в 2009 году по сравнению с 2008 годом пришлось 73% россиян. Чаще всего ограничивать себя в расходах приходилось жителям Москвы, Новосибирска, Владивостока (по 81%). Реже других экономили жители Хабаровска (59%), Петербурга (62%), Ставрополя (65%).
Чаще всего людям приходилось экономить на отпуске, выбирая более дешевые варианты отдыха или вовсе проводя отпуск дома – 35%. Также важными статьями экономии (по 28%) стали развлечения (посещения баров, ресторанов, покупки книг и DVD, походы в кино, театры и т.п.), покупка товаров длительного пользования, ремонт квартиры.
% от опрошенных, N=3500 чел.
MarketUp Consulting Group, ноябрь 2009, 14 городов
Важно отметить, что на предметах первой необходимости – продукты питания, лекарства и медицинское обслуживание, повседневные непродовольственные товары – вынуждены были экономить немногие россияне.
А вот откладывать деньги в 2009 году люди стали реже, чем ранее. Если в 2006-2007 году делали сбережения 54% жителей крупных российских городов, в 2008 г. – 52%, то в 2009 г. – всего 35%.
% от опрошенных, N=3500 чел.
MarketUp Consulting Group, ноябрь 2009, 14 городов
Больше всего людей, которым не удалось отложить деньги в 2009 году, зафиксировано в Ставрополе, Самаре, Иркутске, Новосибирске (более 75%). Особенно возросло количество людей, не имеющих возможности делать сбережения в Москве (с 12% в 2008 г. до 46% в 2009 году) и Нижнем Новгороде (с 26% до 60%).
% от опрошенных по городам,
MarketUp Consulting Group, ноябрь 2009, 14 городов
По словам Марины Власовой, директора MarketUp Consulting Group, «предпочтения россиян по форме сбережений за прошедший год не изменились. Примерно половина респондентов (как и прошлом году) откладывают деньги в рублях и хранят их дома. 44% (в 2008 – 47%) хранят деньги в рублях на банковских счетах».
Сбережения в валюте имеют немногие. В банке хранят деньги в долларах 5% и в евро – 4% жителей крупных городов. 3% предпочитают держать доллары дома.
% от ответивших,
MarketUp Consulting Group, ноябрь 2009, 14 городов
Меньше других доверяют банкам свои сбережения жители Краснодара (89% хранят накопления в рублях дома), Ростова-на-Дону (73%), Новосибирска (67%). Наибольшие доли лиц, имеющих рублевые сбережения на банковских счетах, зафиксированы в Хабаровске и Иркутске (63%).
Несмотря на все пережитые трудности, участники исследования считают, что 2009 год прошел для них неплохо. Респондентам было предложено оценить 2009 год по 10-балльной шкале, где 1 – год прошел очень плохо, 10 – год прошел очень хорошо. В результате 2009 год получил среднюю оценку в 6,7 балла, что для кризисного года весьма неплохо. Наиболее высокие оценки прошедшему году (более 7-ми баллов) поставили жители Петербурга и Краснодара. Особенно пессимистично 2009 год оценили москвичи – 5,9 балла.
Средние баллы, N=3500 чел.
MarketUp Consulting Group, ноябрь 2009, 14 городов
В будущее россияне смотрят с явным оптимизмом. В 2010 году 49% опрошенных ожидают улучшения ситуации в сфере работы/ карьеры; 51% - улучшения финансового положения своей семьи. 45% россиян уверены, что в 2010 году они смогут лучше провести свой отпуск и совершить желаемые крупные покупки. Пессимистически оценивают свою работу/ карьеру, финансовое положение семьи, а также возможности отпуска и совершения крупных покупок не более 10% россиян.
В плане личных отношений жители крупных городов ждут от приближающегося года, прежде всего, стабильности. Более 60% респондентов рассчитывают, что в 2010 году их отношения с семьей, любимыми, друзьями не претерпят изменений.
% от опрошенных, N=3500 чел.
MarketUp Consulting Group, ноябрь 2009, 14 городов
Позитивные ожидания в плане улучшения ситуации с работой/ карьерой и финансовым положением семьи особенно заметны в таких городах, как Ростов-на-Дону, Владивосток, Челябинск. Не столь оптимистично смотрят на это жители Самары, Краснодара и Нижнего Новгорода.
В большей степени ожидают расширения возможностей в плане отпуска и совершения крупных покупок жители Москвы, Перми, Петербурга, Челябинска и Ростова-на-Дону. MarketUp Consulting Group, ноябрь 2009, 14 городов