Synovate провел исследование об отношении к продовольственному шопингу в разных странах
Международная компания Synovate опубликовала результаты исследования потребительских привычек при покупке продуктов питания.
Как оказалось, 6 из 10 потребителей в десяти исследуемых странах прилагают максимум усилий к тому, чтобы в их продовольственной корзине находились только экологически чистые продукты, 36% мечтают о том, чтобы на шопинг уходило как можно меньше времени, а три четверти потребителей считают цены на продукты завышенными. При этом 40% потребителей сегодня тратят на продукты питания меньше, чем год назад.
Марк Берри (Mark Berry), исполнительный вице-президент подразделения Synovate в США по исследованию покупательского поведения, говорит: «Большинство людей ходят в магазин за продуктами только потому, что вынуждены это делать. Кто-то делает это неохотно, кто-то – с удовольствием и предвкушением. Розничные продавцы продовольственных товаров не должны забывать о том, насколько многообразны покупательские запросы и привычки – только так покупатель останется довольным, а бизнес – прибыльным. Но для этого, как и всем участникам рынка, продавцам нужно знать, что именно чувствует их покупатель, как он привык делать покупки и что ему в этом процессе нравится».
Свыше 6,700 людей в 10 странах поделились с компанией Synovate секретами своего продовольственного шопинга.
Тренды продовольственного шопинга
Даже такие простые, на первый взгляд, вопросы, как «Куда вы ходите за продуктами?» и «Как часто вы ходите в магазин?» вызывают массу самых разнообразных ответов в зависимости от страны и культуры. В целом, «нормой» на всех рынках можно назвать один поход в супермаркет раз в неделю, хотя, конечно же, гораздо большую ценность для исследования представляет специфика по каждому рынку в отдельности, нежели обобщенные выводы.
Так или иначе, опрос показал, что 39% респондентов в 10 разных странах, предпочитают «делать глобальные закупки раз в неделю, совершая дополнительные покупки по мере необходимости». На остальные варианты ответов – «делаю глобальные закупки раз в месяц и дополнительные покупки по мере необходимости», «покупаю продукты питания каждый день» и «когда есть время» - пришлось ровно по 17%.
Крупные закупки продуктов питания раз в неделю с дополнительными расходами по мере необходимости – наиболее типичная модель покупательского поведения во Франции (64%) и Нидерландах (62%). Один поход в магазин раз в месяц и дополнительные покупки по мере необходимости характерны для покупателей в Бразилии (50%) и Малайзии (30%).
Директор по развитию бизнеса бразильского офиса Synovate Ари Гонзалес (Ari Gonsalez) поделился своим мнением: «У нас принято делать крупные закупки раз в месяц, после зарплаты. Так исторически сложилось, так было всегда, и этому немало способствовал высокий уровень инфляции. Так что, у нас это давно уже переросло в привычку».
Ежедневно за покупками ходят в Сербии (48%) и России (37%), а жители Гонконга (32%) и Арабских Эмиратов (ОАЭ) закупаются, «когда есть время».
Элиза Вонг (Alisa Vong) из Synovate Aztek) в Гонконге говорит, что такой подход к шопингу – обычное дело: «В Гонконге сумасшедший ритм жизни, и нагружать себя работой и чувствовать вечную нехватку времени – это своего рода национальный спорт. Помножьте это на плотность населения города и точки продажи продовольственных товаров, которые находятся чуть ли не на каждом углу, и получится, что не существует насущной необходимости планировать поход в супермаркет заранее».
Жители ОАЭ также относят себя к чрезмерно занятым людям. Пер Хенрик Карлссон (Perhenrik Karlsson), директор отдела по развитию бизнеса подразделения Synovate в Дубаи, считает, что именно это способствовало сегодняшней популярности магазинов шаговой доступности. В Эмиратах люди живут «общинами» и ходят за продуктами в тот магазин, который находится ближе всего к дому. В крупные моллы человек скорее отправиться отдохнуть и развлечься, чем просто закупить продукты».
В целом, большинство респондентов ходят за продуктами питания в супермаркеты (64%), гипермаркеты, в том числе крупные сетевые продуктовые магазины, (37%) а также местные (не сетевые) продовольственные магазины (29%).
Небольшие магазины шаговой доступности пользуются особой популярностью в России (25% опрошенных совершают свои покупки именно там) и Гонконге (21%).
По словам директора по маркетингу компании Synovate в России Марии Вакатовой, “несмотря на сумасшедший ритм и занятость, россияне все же ценят возможность приобретения широкого ассортимента в одном месте - 42% голосуют за супермаркет, куда, как правило, люди выезжают в выходные, где можно купить товары, продукты питания и одежду. Как правило, люди не только совершают там покупки, но и отдыхают в кафе и центрах развлечений”.