Влияние экономического кризиса на рынок одежды и обуви
Компания КОМКОН публикует данные, отражающие влияние экономического кризиса на рынок одежды и обуви. Согласно результатам исследования TGI-Russia, полученным в 1 квартале 2009 г., 31% опрошенных в возрасте 16 лет и старше отказались от покупок в этой категории; 15% респондентов приобрели более дешевую марку; 7% - приобрели одежду или обувь раньше, чем планировалось. Для 47% россиян кризис не повлиял на покупательское поведение.
Исследование TGI-Russia позволяет проанализировать поведение отдельных групп потребителей с помощью набора стилевых высказываний, в частности, относящихся к моде и покупке одежды, путем вычисления индекса соответствия (affinity index).
В целом можно сказать, что в ситуации кризиса наиболее лояльными оказываются те потребители, ценности которых соответствуют предложению категории и бренда. Данные показывают, что люди, ориентированные на моду и внешний вид, не экономят на покупке одежды. Наиболее характерным отказ от покупки одежды является для тех, кто приобретает одежду по мере необходимости.
Респонденты, которым важно быть привлекательными для противоположного пола, быть хорошо одетыми и соответствовать последней моде, предпочли переключиться на более дешевые марки одежды или купили вещи раньше, чем планировали.
Анализ рынка одежды по отдельным категориям на примере женской одежды показывает, что эти расходы попали под сокращение одними из первых. Статистически значимое падение покупок отмечается во всех рассмотренных категориях за исключением пальто и курток – можно предположить, что сюда переключаются те, кто отказался от покупки более дорогих дубленок. Сокращение в сегменте верхней одежды стало наименее ощутимым по причине того, что вещи на холодные сезоны, как правило, покупаются по мере необходимости, в отличие от повседневной одежды, где женщины традиционно нацелены на разнообразие в своем гардеробе.
Тенденция к сокращению расходов на покупку одежды подтверждается и ростом доли потребителей, которые носят вещи недорогих марок. На приведенной ниже диаграмме представлена десятка брендов, показавших наибольший статистически значимый рост в 1 квартале 2009 г. по сравнению с 1 кварталом 2008 г.