НМГ и «Платформа» представили ежегодный рейтинг фильмов и сериалов
Центр социального проектирования «Платформа» при поддержке «Национальной Медиа Группы» проанализировал кинопродукты 2022–2023 гг. с точки зрения их ценностного воздействия на современного зрителя и составил рейтинг топ-25 картин с социальным эффектом
Исследование проводилось в феврале — апреле 2023 года. В опросе приняли участие 1200 зрителей и 50 экспертов в области кинопроизводства. Было проведено 10 глубинных интервью и две фокус-группы со зрителями для составления рейтинга топ-25 российских картин с точки зрения их ценностного воздействия.
88% россиян высоко оценили качество отечественного киноконтента. За последний год этот показатель вырос на 6 п. п. При этом 71% считают, что российский кинематограф может производить контент, сопоставимый по уровню с западным.
Рейтинг учитывает два показателя: зрительскую оценку на онлайн-платформах и индекс влияния (позволяет измерить эмоциональный отклик зрителя).
«Безусловными лидерами» рейтинга стали шесть фильмов и сериалов. Среди них «Праведник», «Далекие близкие», «Трудные подростки 4», «Поехавшая», «Чебурашка» и «Нулевой пациент». Их объединяют высокие оценки зрителей, способность менять мировоззрение, а также наличие важной идеи и новый взгляд на актуальную проблему.
По первому пункту высокие оценки получили фильмы «Праведник» (91%) и «Далекие близкие» (82%), по второму — «Нулевой пациент» (83%) и «Трудные подростки 4» (81%). Герой и его история также влияют на зрителей: сильное сопереживание испытывали к героям «Праведника» (89%), «Нулевого пациента» (83%) и «Далеких близких» (82%). При этом изменение героя в последнем фильме произвело на зрителей сильное впечатление по сравнению с другими лидерами (84%).
В рейтинге также есть восемь «потенциальных лидеров»: «Капельник», «Черная весна», «Жиза», «13 клиническая», «Тетя Марта», «Мира», «Алиса не может ждать» и «Непослушник». При высоких зрительских оценках эти фильмы и сериалы обладают умеренным эффектом воздействия на аудиторию.
Также в рейтинг вошли: «Два холма», «Идентификация», «Жизнь по вызову», «Стая», «Ева, рожай!», «Конец света», «Новенькие», «Монастырь», «Надвое», «Молодой человек» и «Чекаго».
Среди всех участников рейтинга опрошенные выделили примеры картин, считая, что таких «нужно снимать больше». В первую десятку вошли топ-6 кинопродуктов из списка «безусловных лидеров», а также «Мира», «Капельник», «Монастырь» и «Непослушник».
За последние три года россияне стали лучше относиться к отечественному кинематографу. Этот показатель вырос на 11 п. п. с 2021 года. Ключевыми драйверами для позитивных изменений стали улучшение качества съемок, спецэффектов и графики, а также проработанность тем и сюжетов российских картин.
В то же время зрители видят и потенциальные точки роста отечественного кинематографа в будущем. По их мнению, в современном кино по-прежнему недостаточно картин с полезными тематиками, направленных на воспитание зрителей, особенно детей и молодежи (30%), а также контента с честным и реалистичным сюжетом (28%) и волнующих общество социально значимых тематик (20%).
58% опрошенных считают, что кино должно целенаправленно менять людей, развивать позитивные ценности и подавать примеры правильного поведения. Запрос зрителей на воспитательную функцию в кино растет вместе с возрастом зрителей и сильнее всего проявляется у родителей с несовершеннолетними детьми.
57% опрошенных считают, что кино на социально значимые темы должно побуждать ценить семью, 39% — гордиться своей родиной, быть патриотом. Эти запросы наиболее актуальны у аудитории старше 35 лет. Тогда как люди младше 34 лет больше, чем старшее поколение, хотят, чтобы фильмы учили противодействовать семейному насилию, бороться со стереотипами и рассказывали о взаимодействии с людьми с особенностями здоровья.
При этом есть и вневозрастные запросы: 25% опрошенных хотят, чтобы кино побуждало отказываться от плохих привычек, 24% — быть более внимательными к детям, а 23% — заботиться о пожилых людях.
Светлана Баланова, генеральный директор «Национальной Медиа Группы»:
«Для нас очень важно слышать и понимать свою аудиторию. Поэтому мы уже в третий раз проводим исследование запроса аудитории на социально преобразующие смыслы в контенте. Пожалуй, главная тенденция, которую отражает новое исследование, — растущий запрос аудитории именно на ценностное содержание контента. Качество сценариев и производства люди оценивают очень высоко, на уровне западных проектов, в этом смысле отечественный контент вполне соответствует запросам аудитории. Теперь внимание зрителя обращено на содержание контента — смыслы и ценностные установки. Лидерами рейтинга стали фильмы и сериалы, отражающие наши традиционные, а по большому счету общечеловеческие ценности — дружбу, любовь, человечность, поддержку. При этом контент, который несет эти смыслы, абсолютно коммерчески успешен и востребован у зрителей».
Реклама АО «НМГ»